Нынешние события в странах Ближнего Востока неожиданны для многих. Хотя растущее число экспертов уверяют, что они все это предвидели. Непохоже – обычно мало кто предвидит революцию, разумеется, кроме тех, кто ее устраивает. В самих странах, затронутых волнениями, вряд ли кто рассчитывал на быстрый успех. Не ожидали крупных перемен в регионе и иностранные государства.
Режимы, которые считались умеренными и стабильными, оказались непрочными. Видимость их устойчивости шла от их авторитарного и застойного характера. Застойного как политически, так и экономически. В Египте Хосни Мубарак унаследовал власть от Анвара Садата, у которого он был вице-президентом. Мубарак правил 30 лет. Так же, как его коллеги в Йемене и Тунисе.
Свидетельством того, что народные выступления в арабских странах застали врасплох внешний мир, является, например, наблюдающийся переполох в Вашингтоне. Участники проходящей там вереницы экстренных совещаний задались вопросом: как не отстать от развития событий? Итогом дискуссий на прошлой неделе стал совет президента Барака Обамы Мубараку без промедления провести передачу власти.
ЕC пока озабочен проблемой сохранения стабильности. А наиболее яркие оценки поступают с Ближнего Востока. Иранцы считают происходящее свидетельством краха светских режимов арабских стран. Саудовцы – результатом интриг врагов ислама.
Премьер Израиля Беньямин Нетаньяху разослал своим послам в ключевых странах указание отговаривать местные правительства от намерения списать со счетов Мубарака. Сохранение его у власти в Тель-Авиве считают ключом к стабильности на Ближнем Востоке. Один из комментаторов даже назвал совет Обамы Мубараку «выстрелом в спину».
Наконец, мы услышали из Израиля «всю правду» о Мубараке. Он и оплот умеренности, и ключевое звено в поддержании баланса сил. Основы этого баланса были заложены Кэмп-Дэвидскими соглашениями, подписанными в 1978 году израильским премьером Менахемом Бегином и президентом Египта Анваром Садатом в присутствии президента США Джимми Картера. Соглашения вывели Египет из состояния конфронтации с Израилем. Это обеспечило Израилю не только сохранение постоянного военного превосходства над своими соседями в регионе, но и политическую возможность срыва любых попыток создания антиизраильского фронта арабских стран. Гарантом сохранения соглашения стали США, взявшие на себя обязательство предоставлять его участникам на постоянной основе военную помощь (Израилю – 3 млрд. долл. в год, Египту – 1,3 млрд. долл.).
Именно Кэмп-Дэвидские соглашения дали повод «Братьям-мусульманам» для организации успешного покушения на жизнь Садата. Ныне «Братья-мусульмане» – одна из активных сил выступлений в Египте. Но пока не ясно, какое место они будут занимать в режиме, который возникнет после ухода Мубарака. В Израиле сейчас можно часто услышать, что в Египте к власти придут исламские фундаменталисты и это подорвет стабильность в регионе, не даст шанс для возобновления палестино-израильских переговоров.
Видимо, с учетом этих предостережений Белый дом изменил свою позицию. Теперь там уже не требуют немедленного ухода Мубарака, высказываясь за организованную и постепенную трансформацию режима. Но обеспечит ли это реальную стабильность в стране? Думается, что опасения по поводу возникновения хаоса в Египте обоснованны. Но в то же время попытки сохранить режим вряд ли увенчаются успехом. И еще одно: нельзя не согласиться с прогнозом, что нынешние события в арабских странах принесут серьезные геополитические изменения в регионе. Но это не дает основания для отказа от переговоров, направленных на палестино-израильское урегулирование и решение проблем Ближнего Востока. Скорее наоборот – с этим надо поспешить. Думается, что на этом должны настаивать участники квартета посредников по ближневосточному урегулированию.