Депутаты-единороссы Виктор Заварзин, Михаил Бабич и Юрий Савенко внесли на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В пояснительной записке к тексту законопроекта говорится, что он «направлен на совершенствование системы комплектования Вооруженных сил Российской Федерации, включая подготовку сержантов и солдат-специалистов».
И дальше «с 1 января 2008 года срок военной службы по призыву сокращен до одного года.
В связи с формированием нового облика Вооруженных сил Российской Федерации изменилось соотношение офицерского, сержантского и рядового составов. При этом с сокращением количества должностей офицерского состава доля сержантов и солдат значительно возросла (с этим можно поспорить, если взглянуть на официальные цифры призыва весной и осенью. – «НВО»)». Тем не менее, утверждает документ, «указанные факторы повлекли существенное увеличение объемов призыва граждан на военную службу и, как следствие, – такой же рост потребности в подготовке по военно-учетным специальностям сержантов и солдат-специалистов, которую действующая система подготовки граждан в учебных соединениях при сроке их подготовки 5 месяцев, осуществляемая 2 раза в год, не позволяет удовлетворить.
Одним из способов решения указанной проблемы могло бы стать изменение срока подготовки граждан по военно-учетным специальностям и периодичности ее проведения. Так, сокращение срока подготовки граждан с 5 до 3 месяцев даст возможность осуществлять направление граждан в учебные соединения и воинские части не два, а три раза в год, что в итоге позволит увеличить количество подготавливаемых сержантов и солдат-специалистов в 1,5 раза».
Для реализации этого предложения, считают представители Комитета по обороне, требуется изменение существующих сроков призыва граждан на военную службу. А именно, «законопроектом предлагается установить, что весенний призыв граждан на военную службу осуществляется не с 1 апреля по 15 июля, а с 1 апреля по 31 августа, осенний – не с 1 октября по 31 декабря, а с 1 ноября по 31 декабря».
Правозащитники и радетели комплектования вооруженных сил на контрактной основе сразу же увидели в этих предложениях стремление военного ведомства ликвидировать брешь, которая ежегодно образуется между призывными ресурсами и реально призванными в армию и на флот. Мол, растянутый почти на полгода (с 1 апреля по 31 августа) призыв позволит военкоматам заметать в солдатский строй всех подряд – выпускников средней школы, не оставляя им времени на поступление в высшие учебные заведения, выпускников вузов, лишая их возможности проскочить в аспирантуру, а также всех других, кто пытается уклониться от службы под тем или иным предлогом.
И в этих словах, безусловно, есть большая доля истины. По крайней мере никак не меняющая своей сути, формализованная и забюрокраченная до предела работа военкоматов и их начальников, связанная с призывом на срочную службу, дает очень много оснований для таких утверждений. Но проблема не только в этом. Командиры из войск, да и опыт проведенных в последнее время тактических и оперативно-тактических учений, а также выходы в море кораблей на боевую службу свидетельствуют о том, что за полгода-год подготовить хорошего специалиста из вчерашнего десятиклассника или парня, у которого еле-еле очень среднее образование, крайне сложно. (Подробнее об этом на стр. 3 данного номера «НВО».) А срок воинской службы законодательным путем увеличивать невозможно. Это удар и по президенту, и по премьеру. Тем более в предвыборный год.
Ничего не получается и с увеличением прослойки в войсках контрактников. Минфин «стоит насмерть», отказываясь увеличивать ассигнования на повышение им денежного содержания, а за 8–10 тыс. ответственного, дисциплинированного, технически грамотного и физически здорового человека в армейский строй не загонишь. Тем более что возникает вопрос и с жильем. Как быть?
Выход в интенсификации учебного процесса. Как в школах подготовки специалистов, так и непосредственно в войсках. Но для этого необходимы методически глубоко отработанные программы, квалифицированные специалисты из числа офицеров, которые могут не только объяснить и показать, но и потребовать, заставить заниматься. Для этого необходима и соответствующая материально-учебная база – тренажеры, симуляторы и компьютеры. К сожалению, ее тоже не хватает.
Конечно, призывать три раза в год на три месяца в учебные центры – это хорошо. Правда, для этого должна быть не формальная, а искренняя заинтересованность у работников военкоматов, которые сегодня получают мизерные оклады и лишний раз не горят желанием осложнить себе трудовую жизнь. Для этого нужно создавать достаточно приличные условия службы, как, например, в показательной со всех сторон отдельной Таманской мотострелковой бригаде в Алабино, куда при хорошей информированности молодежи ребята шли бы служить с желанием. Для этого нашим командирам нужно изменить отношение к солдатам и сержантам. Видеть в них не только подчиненных, переменный личный состав, а личности. Не только со своими недостатками, но и с достоинствами.
Многое нужно, чтобы за короткий срок сделать из мальчишки военного специалиста. Одни поправки в федеральный закон, брошенные армии, как спасательный круг, этого не решают.