Начало этой недели ознаменовалось спорами в обществе, порожденными заявлением главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина о необходимости регулирования внешнего вида граждан России – как слабого, так и сильного пола. Особое внимание, разумеется, участники дискуссии уделили прекрасной половине населения страны. «Во все времена, у всех народов внешний вид человека не считался на сто процентов частным вопросом. Как женщины ведут себя в публичных местах, в институте, на работе – не только их личное дело», – заявил протоиерей Чаплин. Указав, что «сейчас компании, вузы, школы вводят у себя дресс-коды», он предложил «придумать и общероссийский дресс-код».
К «корпоративному дресс-коду», регулирующему внешний вид сотрудниц вплоть до длины волос и юбок, многие в нашей стране хоть и с трудом, но привыкли. Коммерческие организации устанавливают для сотрудников свои требования, однако трудоустраиваться именно в компанию со строгими правилами никто не неволит. Другое дело – утверждение единого стиля одежды для всего общества. Такое практикуют в наши дни только, пожалуй, в Северной Корее или в зоне влияния исламских фундаменталистов, да еще в одном из самых неоднозначных российских регионов – в Чеченской Республике. Глава Чечни Рамзан Кадыров начиная с 2006 года приучает чеченок к обязательному ношению платков, длинных юбок или платьев. Такой «дресс-код» официально действует в школах, вузах и в правительственных учреждениях. В середине 2010 года кампания «за достойный вид женщин» уже приобрела в республике тотальный характер. Провластное молодежное движение «Рамзан» провело марш под названием «Как должна одеваться чеченская женщина» (с наглядной демонстрацией: в колонне шествовали девушки в закрывающих волосы платках и в серых платьях до земли). Девушек в коротких юбках, без платков или с ярким макияжем прямо средь бела дня на улицах Грозного начали обстреливать краской из пейнтбольных ружей. Кадыров обвинения в организации этих нападений отверг, но заявил в интервью грозненскому телеканалу, что если найдет стрелявших, то «объявит им благодарность», а подвергшиеся нападению девушки, дескать, «вели себя неприлично» и «должны были просто исчезнуть с земли, запереться дома и не выходить».
Выступления чеченского лидера во многом перекликаются с недавними заявлениями протоиерея Чаплина. «Думаю, доживем мы и до тех времен, когда из приличного места неприлично одетую особу будут выводить, – уведомил представитель Церкви россиянок. – Думаете – утопия? Да нет, скоро придется привыкать». Стоит заметить, что в последнее время в своих заявлениях глава Синодального отдела прямо высказывал определенное одобрение порядкам в Чечне: «Если в Чечне, Ингушетии, Дагестане действуют многие нормы исламского права, то было бы ошибкой... говорить, что это однозначно плохо». И добавил, что сказанное «касается не только мусульман, а всех верующих». Поскольку в Чечне немусульманское население составляет около 1%, речь явно шла о других регионах России, в том числе о Москве, где в последние годы усилиями РПЦ активно создается индустрия «православной женской моды». Открываются магазины скромной одежды, выпускаются глянцевые журналы, ориентирующие на домостроевскую моду. В православном стиле также доминируют головные платки постных расцветок и платья до пят.
Однако режим в Чечне и культ ее сильного лидера (который, кстати, вчера поддержал начинания Чаплина) – явление в России пока достаточно специфичное и уникальное, обусловленное целым рядом факторов и наличием инструментов принуждения, которые у инициаторов введения «общероссийского дресс-кода» в православном стиле, слава богу, отсутствуют.