Итак, в России начался новый раунд борьбы с коррупцией. Тон задал президент России Дмитрий Медведев на заседании президентского совета по противодействию коррупции. К настоящему моменту, по словам президента, создана «нормальная нормативная база», но проблема в неисполнении. Внутриведомственные комиссии с проверкой, по мнению президента, не справились. Поэтому он поручил Федеральной налоговой службе (ФСН) и Генпрокуратуре проверить достоверность сведений, которые чиновники разного уровня указывают в своих декларациях о доходах.
Напомним, что на эту работу президент отвел три месяца. И практически тут же в развитие президентской инициативы председатель Счетной палаты Сергей Степашин в интервью программе «Вести в субботу» телеканала «Россия 1» объявил, что проверка чиновников в соответствии с поручением президента РФ будет проводиться и комитетом при Министерстве финансов РФ в течение полугода.
Надо сказать, что подобная проверка, которой, как считают в ФНС, в нашей стране еще не было, представляет собой логическое следствие действий Кремля. Напомним, что основополагающий документ на этот счет – Федеральный закон РФ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции» действует уже два года. И в нем разбираются всевозможные коррупционные схемы и содержатся различные требования к чиновникам, в том числе и в части деклараций о доходах их и членов их семей. А в мае 2009 года после выхода указа президента сведения о доходах и имуществе госчиновников стали обязательными для публикации.
К сожалению, в России (по данным международной организации Transparency International, по коррумпированности наша страна по состоянию на сентябрь 2009 года находилась на уровне Бангладеш, Кении и Сирии – 147-е место из 180) борьба с коррупцией, как правило, носит характер кампаний, приуроченных к тем или иным политическим событиям. Нельзя исключать, что и в данном случае инициативы высших должностных лиц связаны скорее всего с предстоящими выборами разного уровня. Хотя, по словам Юрия Чайки, высказанным еще в бытность его заместителем генерального прокурора России в 1999 году, «коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве». Поэтому борьба с ней предполагает систематичность и всеохватывающий характер. Возможно, необходимы изменения и в политической системе. Речь идет и о возрастании роли общественных организаций, и о выборности глав регионов и муниципальных органов. Другими словами, об усилении влияния самих граждан на деятельность государства.
Да, эти меры могли бы содействовать решению проблемы борьбы с коррупцией, но только в том случае, если в стране будет создана атмосфера нетерпимости к этому явлению. В этой связи полезно привести слова председателя Transparency International Питера Айгена. В своей речи, посвященной публикации Индекса восприятия коррупции (ИВК) 2002 года, председатель отметил, что он показал терпимость российского общества к воровству и взяточничеству. А это свидетельствует о необходимости для России пройти еще длинный путь, «так как она по-прежнему остается сильно коррумпированной страной, получившей наравне с Узбекистаном, Грузией, Украиной, Казахстаном, Молдовой и Азербайджаном менее 3 баллов из 10».
Воз, судя по всему, и ныне там. Ведь по уровню того же Индекса восприятия коррупции за истекшие восемь лет мы в 2010 году опустились еще ниже и теперь разделяем 154-е место с Папуа – Новая Гвинея и Таджикистаном.