В последние дни минувшего года в адрес «НВО» пришло сообщение из Управления пресс-службы и информации Минобороны России. Оно достойно, чтобы его процитировать полностью.
«В Министерстве обороны Российской Федерации разъяснили, что вопросам антикоррупционной деятельности в армии и на флоте уделяется большое внимание. О подобных случаях открыто говорится. К примеру, так было с увольнением генерал-майора Виктора Гайдукова.
Однако увольнение в последнее время ряда высших офицеров из Вооруженных сил никак с этим не связано. В соответствии с указами президента Российской Федерации и приказами министра обороны Российской Федерации генералы уволены с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья и по собственному желанию с правом ношения военной формы одежды и знаков различия. Данные высшие офицеры на протяжении многолетней службы в рядах Вооруженных сил достойно выполняли свои должностные обязанности и отмечены государственными и ведомственными наградами. В связи с проводимыми в армии и на флоте организационно-штатными мероприятиями ряд военнослужащих указами президента Российской Федерации освобождается от ранее занимаемых должностей или переназначается на новые должности».
Вот такой текст. Потом мы его встречали в сообщениях информационных агентств со ссылкой на военное ведомство. При внимательном прочтении этого сообщения, на что обязательно обратит внимание вдумчивый читатель, возникает ряд вопросов. И первый среди них – кому разъяснили в Минобороны, что там уделяется большое внимание антикоррупционной деятельности в армии и на флоте? Кому-то вообще или кому-то конкретно? Кто этот «конкретно» и кто этот «вообще»? В связи с чем потребовалось что-то разъяснять? В информации об этом, как видим, ни слова. Хотя мы в своей редакции догадываемся, с чем связано это «разъяснение» – а именно с публикацией в «НГ» от 27 декабря 2010 года статьи под названием «Русский генерал залез в карманы налогоплательщиков США». Там, как помнят читатели, речь шла о генерале Гайдукове, из-за которого, как предположил корреспондент, в те дни и был отстранен от должности начальник 12-го Главного управления Минобороны, ведающего ядерным арсеналом, генерал-полковник Владимир Верховцев. Это хорошо, что у нас была возможность позвонить генералу Верховцеву и получить прямой и ясный ответ, что эти два события – привлечение к ответственности Гайдукова и отставка Верховцева – между собой никак не связаны. Верховцев, который был начальником у Гайдукова, ушел в отставку по собственному желанию в связи с пошатнувшимся здоровьем. И только. А если бы мы не сумели дозвониться к Владимиру Николаевичу?
И тут возникает второй вопрос, тоже связанный с сообщением Управления пресс-службы и информации. Какие именно генералы, кроме Верховцева, хотя он в сообщении не упоминается, уволены с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, кто по состоянию здоровья и кто по собственному желанию? Кто именно эти «данные высшие офицеры», которые на протяжении многолетней службы достойно выполняли свои должностные обязанности? Назовите фамилии, приведите конкретные примеры. Как любит говорить наш премьер: «Имена, явки, пароли», – тогда не будет никаких вопросов и в печати не появятся нелепые, иногда высосанные буквально из пальца предположения. Надо понимать простую истину – люди хотят знать, почему какого-то генерала отстранили от должности, кого-то уволили, а кого-то переназначили. С чем это связано?
С организационно-штатными мероприятиями? Ну так и скажите открыто: в связи с тем, что объединены в один два военных округа и с ними и два флота, количество генеральских и адмиральских должностей сократилось в два раза, а может, в полтора раза, может, в три раза. Но это нужно говорить. Как и то, почему из двух генералов, занимавших равнозначные должности, один остался заместителем главкома, а другой отправлен в отставку или переназначен на более высокий пост. А возможно, и на должность, более низкую по тарифной сетке, чем у него была раньше.
Дело в том, что отстраняет от должности, увольняет и назначает на новые посты генералов только президент страны. Так же, как только он назначает и снимает с должности губернаторов и чрезвычайных и полномочных послов. И если посол России где-нибудь в Буркина-Фасо мало кого из граждан нашей страны интересует, то с личностью губернатора для населения его области очень многое связано, также людям очень важно знать, кому Верховный главнокомандующий доверил обеспечение обороноспособности страны, жизни и судьбы наших сыновей, отцов и братьев. Не приведи господь, война – кто поведет в бой наших солдат и офицеров? Достоин ли такой чести этот человек? Способен ли он управлять войсками на уровне современных требований и принципов? Это далеко не частные вопросы, которые касаются практически каждой российской семьи или абсолютного большинства из них.
Очень важно, чтобы одновременно с публикацией указа президента о назначении, перемещении и увольнении того или иного высшего офицера отечественных Вооруженных сил появлялась в печати хотя бы краткая его биография: где родился, где и чему учился, где служил, какие ступени служебной лестницы прошел, какие заслуги (ордена и медали) имеет. Женат или нет, если у него дети. Можно смеяться, но и этот факт очень многое говорит о человеке.
К сожалению, таких сведений невозможно оперативно получить ни в одном из открытых источников. И, видимо, не из соображений секретности, а просто из чиновничьего равнодушия и высокомерия. В Минобороны и его кадровых органах, где готовят проекты указа президента, просто не понимают и не придают значения элементарным вещам. А именно тому, что информация, о которой мы говорим, крайне важна для гражданского общества страны. Она как минимум может послужить основой для создания доверия к тем кадровым решениям, которые принимает руководство армии и флота, а вместе с ним и глава государства в отношении собственных Вооруженных сил. Того самого доверия, которое так необходимо и стране, и армии.