В ходе завершающегося сегодня визита в КНР министра обороны США Роберта Гейтса выявились противоречия, которые в значительной степени осложняют военные контакты и в целом отношения между этими странами.
В Пекине протестуют против крупномасштабных поставок американских вооружений на Тайвань. Именно из-за них Пекин дважды за последние три года приостанавливал военные связи с Вашингтоном. Сейчас китайцы требуют прекращения или по крайней мере последовательного снижения поставок Тайваню.
Недовольство Китая вызывают и периодически проходящие у берегов КНР демонстрации американской военно-морской мощи. В прошлом они проводились в связи с кризисами вокруг Тайваня, а в последний период – в конце прошлого года в Желтом море и в эти дни в Восточно-Китайском – в связи с ситуацией на Корейском полуострове. В КНР создается оружие (противокорабельные баллистические ракеты), способное впредь отпугнуть авианосцы от китайских берегов.
Американская сторона во встречном порядке поднимает тему высоких темпов китайского военного строительства и его непрозрачности – отсутствия данных о характере программ вооружений. Эти претензии – не просто политическая пропаганда. По всем признакам Вашингтон серьезно обеспокоен ростом китайской военной мощи, особенно качественным совершенствованием вооружений НОАК.
Показательно, что впервые за довольно длительный период Пентагон вынужден с учетом китайских достижений проводить крупный пересмотр своих долгосрочных программ разработки и закупки вооружений. При этом сохраняется установка, включенная в американскую военную доктрину после окончания холодной войны и распада Советского Союза: впредь ни в коем случае не допустить появления в мире «равнозначной (США) военной силы».
Налицо крупномасштабная гонка вооружений в зоне Тихого океана, способная повлиять на общую обстановку в мире. Ведь речь идет о странах, которые лидируют по размерам военных бюджетов (США – на первом месте, Китай – на втором). Первостепенную важность для России имеют вызываемые этой гонкой изменения в военно-техническом оснащении крупнейших в мире вооруженных сил Китая и США, особенно появление новой техники как в данном, так и в других регионах (противокорабельные баллистические ракеты, новые типы самолетов – истребителей и бомбардировщиков – и средств противодействия им, смена акцентов в применении морских вооружений).
Ситуация в АТР имеет важное значение для безопасности нашей страны, и Россия заинтересована в развитии международного сотрудничества в деле обеспечения стабильности в регионе. Между тем в нем не существует коллективных механизмов обеспечения безопасности и контроля над вооружениями. Как представляется, Москва могла бы предложить странам региона использовать опыт, уже накопленный в других регионах и в ее отношениях с другими странами. Прежде всего речь идет о двусторонних и многосторонних соглашениях в области контроля над вооружениями и их сокращения (СНВ, РСМД, ДОВСЕ и другие), более широких договорах о международном сотрудничестве, включая Заключительный Хельсинкский акт, а также об имеющемся опыте разработки и осуществления мер военного доверия (в том числе между нашей страной и Китаем).
Было бы целесообразно активизировать уже проводящуюся разработку мер коллективной безопасности в Северо-Восточной Азии, проводимую в рамках шестисторонних переговоров по корейской ядерной проблеме. И, наконец, возобновление самих пекинских переговоров явилось бы важным шагом в направлении разрядки в АТР.