«Итоги года с Дмитрием Медведевым» или «Разговор с Владимиром Путиным» способны стать медиасобытиями дня или недели. Но применительно к новому информационному и гражданскому обществу, строительство которого в России в качестве одного из приоритетов регулярно декларирует президент, декабрьские телешоу являются форматом старорежимным. Они нуждаются в серьезном содержательном реформировании.
Это должен быть формат, ориентированный на институты (президента, премьер-министра), а не на персоналии. Сейчас уместнее говорить о праве на четырехчасовой телемарафон или праве на трех гендиректоров-ассистентов при подведении итогов года как о личных властных привилегиях соответственно Путина и Медведева. Тем самым коммуникация топ-менеджера и нанимателей, то есть общества, обретает все черты политического ритуала, избыточного по сути, если принять во внимание общее доминирование тандема в массмедиа.
Ритуальный характер «Разговора» и «Итогов» с каждым годом все заметнее уводит правящую элиту в параллельную реальность. В частности, общество, задающее в прямом эфире вопросы Владимиру Путину, является нерепрезентативным образованием, в котором многое искусственно – от лиц и социальных ролей до воспроизводимых ими типов дискурса (благодарный инвалид, честный, «не жирующий» бизнесмен, представитель субкультуры, учитель).
Столь же нерепрезентативна, искусственна и медийная среда, в диалоге с которой Дмитрий Медведев подводит итоги года. Это касается и формы, и содержания. Рукотворна сама сетка обсуждаемых тем, острота которых либо притуплена, либо наигранна. Выбор собеседников из мира СМИ отражает анахроничное представление об источниках и структуре информированности общества. В эпоху Интернета, достоинства и преимущества которого третий год подряд подчеркивает сам Дмитрий Медведев, ориентация на три телеканала – реликт, архаика. Архаична сама идея сконструированной ТВ картины событий, считающейся полной и самодостаточной.
Формат публичной коммуникации первых лиц страны следует трансформировать с учетом важнейшего принципа, а именно: информация – ценность, над распределением которой государство уже не в состоянии удерживать контроль. Государство не определяет информационное поле, в котором оно действует. Оно может лишь определить, как действовать в том информационном поле, которое ему досталось или которое складывается вокруг него.
Реальное информационное поле за последние годы неоднократно прорывалось даже в искусственные, ритуальные президентские и премьерские диалоги с обществом и СМИ. Власть все чаще оказывается в ситуации, когда замалчивание той или иной проблемы становится, во-первых, выпуклым и, во-вторых, дискредитирующим. Постепенно она приспосабливается к новым условиям. Она понимает, что давление информационного контекста будет усиливаться, а арсенал «уходов от ответа» придется усложнять. Если угодно, власть готова к перемене, деритуализации формата физически, но никак не может приспособиться к этой неизбежности ментально.
Формат публичной коммуникации первых лиц с обществом должен постепенно расширяться, впускать в себя полноту медиа. Из существующих форматов наиболее адекватным кажется пресс-конференция. В этом режиме и Путин, и Медведев общаются с прессой (и опосредованно – с обществом) в ходе заграничных поездок, но практически не делают этого здесь, в России.
Дмитрий Медведев выступает против стагнации системы и за умное, современное общество. Его задача – на личном примере обозначить вектор развития, способность системы к переосмыслению самой себя.