Дорогие читатели «Независимого военного обозрения»! Дорогие наши друзья!
Вот и пришло время подвести итоги уходящего в историю 2010 года, а вместе с ними и первого десятилетия XXI века. Как-то так совпало – случайно или нет, что это событие мы отмечаем вместе с 20-летием «Независимой газеты», которое исполнилось в уходящем декабре, и 15-летие ее дочки – «Независимого военного обозрения», которое мы отметили в начале этого года. И если о десяти главных событиях в армии и на флоте, а также в воюющем мире, о которых мы писали и которые вынес на ваше обсуждение наш обозреватель Виктор Мясников, вы сумеете ознакомиться в этом номере газеты и даже в чем-то поспорить с его мнением, то о первом десятилетии этого века, о том, что он принес нашей армии и стране, какое имел значение для них, видимо, стоит сказать отдельно.
Оно было разным это десятилетие. Началось со второй чеченской войны и заканчивается масштабными преобразованиями в российских вооруженных силах, которые одни специалисты называют реформой, другие, повторяя высказывание Верховного главнокомандующего, «приданием нового, перспективного облика» армии и флоту, а третьи даже своеобразной революцией. Действительно, после слов бывшего министра обороны, а ныне вице-премьера Сергея Иванова, произнесенных им в октябре 2003 года: «В целом можно констатировать, что коренная перестройка в рамках военной реформы завершена», – казалось, что «достигнутые позитивные результаты (и правда. – «НВО») дают возможность перейти от решения задач выживания Вооруженных сил к полноценному военному строительству» (это продолжение первой цитаты. – «НВО»). Но оказалось, что на деле все совсем не так.
В армии и на флоте за все эти десять лет почему-то не обновлялись боевая техника и системы обеспечения боя. Доля более или менее современного вооружения даже снизилась от 20% в начале века до 10% сегодня. И к чему это привело, наглядно показала августовская война 2008 года с грузинским агрессором. Его отмобилизованную и обеспеченную всем необходимым на иностранные деньги, модернизированную армию нашим воинам пришлось побеждать, к сожалению, не более мощным и совершенным оружием, а мужеством, стойкостью и доблестью российских солдат и офицеров. Именно тогда в полный рост и встал вопрос о том, что от слов о реформе пора переходить к коренным и решительным изменениям и в обеспечении вооруженных сил, и в их структуре, и в системе управления, и в избавлении их от чрезмерного засилья военных бюрократов и чиновников на всех этажах армейской иерархии. Можно любить или не любить Анатолия Сердюкова, соглашаться с ними или нет, критиковать его действия и действия его команды («НВО» не стесняется и не будет стесняться это делать, если есть за что), но нельзя не признать, что многие решения нынешних армейских реформаторов были вынужденными. Среди них и резкое сокращение управленческого аппарата в штабах различного уровня. Переход от дивизий к бригадам, от шести военных округов, четырех флотов и двух флотилий к четырем военным округам и Объединенным стратегическим командованиям, где интегрированы и взаимозависимы все виды вооруженных сил и все рода войск для эффективных и результативных действий в боевой обстановке.
Конечно, какие-то события этой реформы не проходят без казенного бездушия к служивым и их семьям. В том числе и в вопросах обеспечения жильем, особенно москвичей. Ссылки на то, что государство выделяет слишком мало денег, чтобы можно было по приемлемой цене купить квартиры офицерам, проходящим службу в столице, не выдерживают никакой критики. Закон есть закон, его нужно выполнять. Не только тем, кто служит в воинских частях, но и тем, кто наделен по отношению к ним государственной властью и государственной же ответственностью. За выполнение закона и Конституции. Если власть предержащие пренебрегают своими прямыми обязанностями, то как этого можно требовать с простых людей. Даже с тех, кто носит погоны. Хотелось бы когда-то получить ответ на этот вопрос, но не высокомерно-циничный, а справедливый и честный. Но не будем о грустном и несбыточном.
Все-таки Новый год, переход в новое десятилетие нового века – это хороший праздник. В первую очередь семейный. И редакции «НВО» хочется пожелать всем семьям наших читателей и почитателей (знаем, такие тоже есть) всего того, что они сами себе желают. Конечно, здоровья и благополучия. Счастья и любви. Тепла домашнего очага. Получения квартир всей без малого сотне тысяч семей увольняемых офицеров, кто, несмотря на бодрые рапорты военного руководства, до сих пор остается без крыши над головой. И еще нам хочется пожелать искреннего и душевного, заботливого уважения всего российского общества к Вооруженным силам России, живущим на наши налоги – то есть на народные деньги, и к каждому отдельно взятому воину. Надо помнить и знать, что любой из них – чей-то сын или брат, отец или муж, что в тот час, когда на просторах нашей любимой родины, в каждой из ее восьми часовых поясов, будут поднимать бокалы с шампанским, произносить проникновенные слова с пожеланиями всего самого-самого светлого, кто-то будет находиться на боевом дежурстве или стоять на боевом посту. На командном пункте Ракетных войск стратегического назначения, у экранов радиолокационной станции Системы предупреждения о ракетном нападении, Системы контроля космического пространства, в комнате дежурной смены комплекса ПВО или истребителей-перехватчиков, в рубке большого противолодочного корабля, проводящего коммерческие суда по беспокойному Аденскому заливу, и на командном посту атомной подводной лодки со стратегическими ракетами на борту... Да и просто закутанный от мороза в овчинный тулуп с автоматом наперевес и примкнутым штыком возле склада ГСМ или арсенала с боеприпасами. Кто встречал так Новый год, никогда его не забудет.
Давайте поднимем тост в предстоящий новогодний вечер за наших воинов, которые, несмотря ни на какие невзгоды, достойно и честно выполняют свой нелегкий воинский долг, за их семьи, которые не принимали присяги и не подписывались под словами о готовности «стойко переносить трудности и невзгоды воинской службы», но делают это так же беззаветно и искренне, как и их родные мужчины. Им доверится в новогоднюю ночь страна. И для того, чтобы мы все жили счастливо, десятки тысяч воинов из миллионной армии России, от генерала до солдата, будут беречь и охранять наше спокойствие. Пожелаем им счастья.