Книгоиздание так или иначе приспособилось к тому, чтобы жить в условиях кризиса. Маленькие издательства если не погибли совсем, то превратились в арт-проекты, существующие либо за счет посторонних финансовых вливаний вроде грантов, либо исключительно на энтузиазме своих основателей. Средние издательства либо снизили оборот до одной-двух книг в месяц, либо вошли в состав крупных, либо объединились в новые. Даже издательских монстров тряхнуло – они дошли до увеличения в своем каталоге игрушек-пазлов и детских книжек-раскрасок в ущерб собственно литературе.
Больше всего пострадали те направления, которые до кризиса были наиболее успешными. Если три года назад любой более или менее крепко слепленный милицейский триллер или фантастический боевик шел в печать, то в уходящем году вся эта паралитература оказалась в загоне. На плаву остались немногочисленные раскрученные авторы – Александра Маринина, Дарья Донцова, Сергей Лукьяненко. Стабилен спрос на откровенный треш – прочитал, выбросил. А вот действительно неплохие, но не столь популярные авторы «ушли в отпуск без содержания». Более удачные – среди них Кирилл Бенедиктов, Юрий Бурносов, Владимир Васильев, Алексей Калугин – кормятся за счет межавторских проектов. Кстати, такие проекты стоит назвать одним из заметных трендов уходящего года. Именно в них многие издатели увидели панацею. И правда, если у самостоятельной книги автора сейчас тираж в среднем 5 тысяч экземпляров, то у его же произведения, написанного в рамках мира компьютерной игры или просто подкрепленного массовой рекламой, – доходит до 100 тысяч. В сложившейся обстановке издатели обратили более пристальное внимание к литературе мейнстрима, к авторам, отмеченным литературными наградами, прошедшим через толстые журналы и всероссийские семинары. Это, пожалуй, второй заметный тренд уходящего года. Даже молодому автору, пишущему «литературу основного потока», стало проще опубликоваться, чем откровенному попсовику. Зазвучали новые имена «большой литературы»: Евгения Доброва, Ильдар Абузяров; а наша коллега, сотрудница «НГ-EL» Алиса Ганиева не только выпустила книгу прозы, но и была удостоена премии «Триумф»┘
Но тут возникла своя проблема: если попсовик способен выдавать каждый год по новой книге, а то и по две, то мейнстримовец – нет. А законы книжного рынка не допускают больших пауз. Отсюда – попытки выкрутиться. Так, разочаровал почитателей творчества Владимира Сорокина сборник его рассказов «Моноклон». Та же история и с Виктором Пелевиным и его «Ананасной водой для прекрасной дамы», состоящей из совсем не равноценных кусков текста. Выбор жюри «Русского Букера» удивил, но не обрадовал – несмотря на свою скандальность, роман Елены Колядиной «Цветочный крест» вряд ли заинтересует как массового, так и требовательного читателя. Выбор жюри «Большой книги» («Лев Толстой: бегство из рая» Павла Басинского), напротив, обрадовал, но не удивил – здесь всегда любили историко-биографические книги больше, чем откровенный фикшн. И вот третий тренд уходящего года. На фоне заметного застоя в художественной литературе (фикшн) – как попсы, так и мейнстрима – заметное развитие получила научно-популярная литература. Причем если уже в прошлом году возник интерес к переводным книгам в области точных и естественных наук (год назад мы отмечали «Геном» Мэтта Ридли), то в этом году появился спрос и на книги отечественных авторов, и на популярные гуманитарные исследования. Ну а четвертым трендом уходящего года можно назвать проблему: что делать, если продажи бумажных книг падают, а электронных – не растут? Кто виноват? Интернет-пираты? Издатели-правообладатели, завышающие цену на товар, не имеющий ни веса, ни цвета, ни запаха? Скорее всего нужно искать какие-то новые, не столь очевидные формы продажи текстов в Сети. Какие? Это главный вопрос, который задал Будущему уходящий 2010-й книжный год.