Японские власти готовятся объявить о первом после окончания холодной войны пересмотре своей военной стратегии. По данным токийских газет, новый подход к военной политике, о котором будет объявлено уже на этой неделе, предусматривает приобретение новых боевых самолетов и подводных лодок, а в сухопутных войсках – переход от опоры на бронетанковые и артиллерийские части, предназначенные для войны «на севере», на формирование мобильных сил, более пригодных для защиты островов на юге от притязаний Китая.
Как отмечает в связи с этим американская газета New York Times, смена стратегии связана с переоценкой угроз. Ныне на первое место вышла опасность, исходящая со стороны Северной Кореи и КНР, а не с «севера» – от России.
Новая стратегия не только подтверждает курс на тесные союзнические отношения Страны восходящего солнца с Соединенными Штатами, но и делает акцент на их укреплении. Несмотря на разногласия по поводу передислокации американской военной базы «Футенма» на Окинаве и период охлаждения в контактах с Токио, показательно, что Вашингтон уже откликнулся на еще не опубликованную новую стратегию. Побывавший на прошлой неделе в Японии председатель Объединенного комитета начальников штабов США адмирал Майк Маллен призвал японцев к проведению совместных учений вооруженных сил США, Японии и Южной Кореи.
Перед этим в Желтом море прошли крупные маневры ВМС США и Южной Кореи. Южнокорейская армия усилила свою группировку в районе демилитаризованной зоны и в прибрежных районах. Официально все это было представлено как ответ на обстрел северокорейской артиллерией южнокорейского острова. Однако в кругах, близких к руководству американской администрации, объясняли посылку авианосной группы кораблей США стремлением оказать давление не только и даже не столько на Пхеньян, сколько на Пекин. Оказывается, нынешний президент США Барак Обама «списал решение задачки» у своего предшественника Джорджа Буша. Тот прибег к мерам военного давления в ходе предыдущего кризиса на Корейском полуострове и смог повлиять на поведение китайцев. Пекин задействовал имеющиеся у него рычаги давления на северокорейцев и смог вернуть их за стол переговоров.
Теперь Токио решил подключиться к кампании давления на Пекин и Пхеньян? По всем признакам, дело не сводится к шагам в пользу урегулирования текущего кризиса на Корейском полуострове. Скорее всего речь идет о формировании долгосрочного курса, отправным пунктом для которого и является нынешняя острая ситуация на Корейском полуострове.
Артиллерийская дуэль между Севером и Югом Кореи ныне окончательно заставила забыть о призывах Юкио Хатоямы, предшественника нынешнего премьера Наото Кана на постах премьер-министра и лидера Демократической партии Японии, сократить американское военное присутствие на Окинаве и пойти на сближение с Китаем. Теперь речь идет, наоборот, об усилении опоры на Вашингтон. США же идут дальше и предлагают наладить практическое военное сотрудничество трех стран. Чем не новый блок?
Как представляется, Россию не может успокаивать тот факт, что северное направление перестало быть главным в японской оценке внешних угроз. Ведь, если прекращение холодной войны отмечено усилением военного строительства, то значит, речь идет о новой конфронтации. Меняется эпицентр напряженности, однако исходящая из него опасность затрагивает весь мир. Отсюда необходимость удвоения усилий по поиску переговорного выхода из нынешнего кризиса на Корейском полуострове и недопущению его превращения в длительное, хроническое противостояние на Дальнем Востоке, по существу – в новую холодную войну.