Об оттоке капитала из России говорилось уже много и многими, в том числе и крупными представителями российского бизнеса. Озабоченность некоторых его представителей доходила до того, что нынешняя ситуация в российской экономике сравнивалась с преддефолтным, 1998 годом. Но так ли уж все плохо в родном отечестве?
Не так давно, а точнее в ноябре с.г., в приложении Standort Mittel-und Osteurope в австрийской газете Wirtschaftsblatt было опубликовано мнение деловых кругов Германии относительно состояния российской экономики, иностранных капиталовложений и инвестиционных возможностей в нее. Мнение достаточно авторитетное, поскольку автором статьи является Михаил Хармс, председатель правления Немецко-российской внешнеторговой палаты. Прежде всего этот видный представитель делового мира Германии считает российскую экономику вполне ликвидной, а внешнюю задолженность небольшой. Он цитирует данные международной неправительственной организации Going international , согласно которым Россия по темпам своего развития останется в течение ближайших лет на пятом месте, уступая Индии, Бразилии, Китаю и Саудовской Аравии. Но все дело в том, что для специфических российских условий гарантией экономической стабильности остаются высокие цены на природные ресурсы. Отсюда потребность в капиталовложениях, в том числе в иностранных инвестициях в развитие современных технологий, чтобы уйти наконец от сырьевой зависимости. Нового в этом ничего нет. Но неплохо лишний раз напомнить и правительственным чиновникам да и некоторым руководителям госкорпораций, что вечно благоденствовать за счет природных богатств вряд ли придется. В истории России примеров на этот счет достаточно.
И вот что любопытно. Анализируя ситуацию с иностранными прямыми капиталовложениями в российскую экономику, Хармс признает их спад в пределах 8,1%. Но в то же самое время произошел рост немецких прямых инвестиций, и теперь на Германию приходится по объему капиталовложений в российскую экономику добрых 8,5%. Если бы это не была самая мощная в Европе германская экономика, которая и в период еще не преодоленного многими государствами ЕС кризиса показывает уже темпы роста и, более того, стала донором для таких своих соседей, как Португалия и Ирландия, на этот факт можно было бы не обратить внимания.
В отличие от ряда российских экспертов немцы усматривают в спаде инвестиционной деятельности иностранных компаний в России в числе прочего защитные меры, принятые российским правительством в связи с мировым кризисом. Среди них защитные таможенные барьеры, разного рода ограничения деятельности иностранного персонала фирм на территории России и ряд других. Скорее всего на немецких предпринимателей они воздействовали не так уж сильно по сравнению с другими иностранными бизнесменами. Правда, немцы сомневаются в экономической эффективности подобных ограничений, поскольку это хотя и привело к ослаблению иностранной конкуренции на внутреннем российском рынке, но содействовало росту цен на нем и снижению интереса российских фирм к инвестициям в современную технику. Ведь от рынка никуда не уйдешь, а конкурировать местным производителям оказалось не с кем. Именно последнее обстоятельство и вызвало к жизни, по немецкой версии, госидею относительно модернизации. Но насильственно ее в условиях рыночной экономики не внедришь, и будет ли эта модернизация успешной, зависит от ряда факторов. И вот тут немцы начинают говорить практически одним голосом со скептиками из числа российских экспертов. Рамочные условия для бизнеса в России явно неудовлетворительные, и это отпугивает многих иностранных инвесторов. Вывод из сказанного может быть только один. Время для модернизации еще есть, но упускать его нельзя, поскольку от этого зависит существование страны.