Один из новых элементов предпринимаемой правительством России реформы государственного сектора науки – создание так называемых технологических платформ (ТП). В министерствах, причастных к инициированию данной реформы (Министерство экономического развития и Министерство образования и науки), в последние недели это стало темой номер один.
В понимании правительства, «технологическая платформа – коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития┘».
Подано около 140 заявок на создание ТП. Экспертная комиссия отберет 10–15 (но это еще неточно). Так, МГУ имени М.В.Ломоносова инициировал создание четырех ТП: «Промышленные биотехнологии», «Постгеномные и клеточные технологии», «Новые полимерные композитные материалы» и «Современные суперкомпьютеры». До 1 февраля 2011 года проект перечня представят в правительственную комиссию по высоким технологиям и инновациям («путинская» комиссия – на жаргоне правительственных чиновников).
Итак, очередная коммуникационная площадка, место свиданий науки, технологий и бизнеса; но свиданий не за интерес, а за «малую долю». При этом конкретная юридическая форма, в рамках которой будут функционировать ТП, решается уже самой организацией – координатором данной технологической платформы.
Как идеальные объекты, ТП – это вполне в русле мировых тенденций. В России давно уже назрела необходимость создать механизм (формат), в рамках которого правительство было бы представлено в частном промышленном секторе, но без попыток тотального контроля. И технологические платформы вроде бы вписываются в эту стратегию. Но приступают к их формированию, не проанализировав результаты других подобных проектов. А их, между прочим, было не так уж и мало: список критических технологий, госкорпорации, научно-технологические кластеры, инновационно-технологические центры┘ Чувствует ли экономика России отдачу от этих проектов? За 2009 год уменьшение вклада обрабатывающих отраслей в структуре ВВП страны составило 2%; сейчас обрабатывающие отрасли в структуре ВВП занимают лишь 16–18%.
Еще один момент, который настораживает. В разработке «платформенной» модели не участвовало – или участвовало в минимальной степени – Министерство промышленности и торговли РФ – главное министерство, которое по своему статусу обязано разрабатывать и проводить отраслевую политику. А ведь технологические платформы – это и есть мощнейший инструмент отраслевой политики. Так, в США именно федеральное правительство – крупнейший венчурный капиталист: в 2009 году одно только Министерство энергетики инвестировало в «зеленые» технологии более 13 млрд. долл.
У наших ТП горизонт планирования деятельности, судя по правительственным документам, 5–7 лет. Но, по некоторой информации, в правительстве до сих пор нет понимания, проекты в каких направлениях – из поступивших 140 – хотелось бы (и надо было бы) поддержать. Или мы создаем очередной черный ящик?
Не случайно, что пока инициатива по созданию перечня технологических платформ воспринята, по крайней мере в научных организациях, как еще одна легальная возможность отвести в свою сторону финансовый ручеек бюджетных средств. Как бы там ни было, но платформой, хотя бы и технологической, можно стать лишь де-факто, а не под чьей-то крышей. Не хотелось бы, чтобы платформа превратилась в итоге в «крышу».