На сайте Минобороны России полторы недели назад был вывешен проект Указа президента Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о прохождении военной службы, утвержденное Указом президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237». На этот документ никто не обратил бы внимания, если бы начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба генерал-полковник Василий Смирнов не упомянул о нем в своем выступлении перед показательной отправкой московских призывников в войска, которое прошло в минувшую пятницу на Угрешке. Генерал сообщил там журналистам, что данный проект указа открывает возможность служить в российской армии иностранцам. При условии, что им не меньше 18 лет и не больше 30, они знают русский язык, соответствуют необходимым требованиям по состоянию здоровья, профессиональному психологическому отбору и физической подготовке. И не имеют криминального прошлого.
СМИ и Рунет взорвались сенсационными заголовками. «В России создается иностранный легион», «Служба по контракту лишит Россию дворников», «Иностранцев допустят к российским военным тайнам» и чем-то еще подобным. Между тем ничего принципиально нового генерал Смирнов не сообщил. Служба иностранных граждан по контракту на должностях солдат и сержантов началась в нашей армии в далеком сегодня 2003 году. По решению правительства страны. И на сегодняшний день в ее рядах носят погоны около 340 граждан Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Украины, Таджикистана, Туркмении, Молдавии, Казахстана и Киргизии. В основном на российских военных базах, расположенных на территории этих государств. Ни к каким особым тайнам они не допущены и знать их не могут, если кто-то по наивности или с провокационной целью не станет их в них посвящать.
Понятна заинтересованность граждан стран СНГ и заинтересованность военного ведомства России в привлечении местных парней на службу в таких частях. С одной стороны, деньги, которые платят у нас контрактникам – 8–9 тыс. руб. в месяц, для гражданина того же Таджикистана или Киргизии – весьма приличная сумма, на которую можно содержать всю свою большую семью. К тому же через три года обещают паспорт гражданина России. Это тоже плюс. Не придется, приезжая в Москву или Питер, прятаться от милиционеров. С другой – Минобороны России не нужно тратить лишние деньги на перевозку контрактника из европейской части страны в Центральную Азию и обратно, да и появляется возможность отобрать среди местных жителей действительно дисциплинированных, физически крепких, ответственных и профессионально более или менее подготовленных солдат и сержантов. Удобно и выгодно. Правда, законодательно такое положение военные оформить не сумели, теперь пытаются это поправить.
Но решит ли это проблему нехватки квалифицированных и профессионально подготовленных контрактников для армии и флота? Думается, нет. Если оклады для них останутся на том же, откровенно говоря, нищенском уровне. Если они не будут обеспечены нормальными жилищными условиями, хотя бы на уровне семейных общежитий со всеми необходимыми человеку бытовыми удобствами. Если не будет четко регламентирован рабочий день контрактника. К примеру, служба от семи утра до семи вечера, с выходными по субботам и воскресеньям. Конечно, если не боевое дежурство и не учения. А пока в войсках «с легкой руки» некоторых командиров и начальников контрактники находятся на положении солдат срочной службы, а их денежное довольствие ниже среднего заработка по стране, на дисциплинированных и ответственных парней с хорошей физической и профессиональной подготовкой рассчитывать не приходится. И новый указ президента, открывающий армию для иностранцев из ближнего и дальнего зарубежья, этому не поможет. Тем более что в некоторых государствах бывшего Союза, как, к примеру, в братской Белоруссии, контрактникам в армии платят гораздо больше, чем в России. Да и со служебным жильем у них гораздо лучше.
Но на такой печальной ноте заметки эти заканчивать нам что-то не хочется. Стоит поразмышлять над тем, а нужно ли ограничивать прием на воинскую службу по контракту только на солдатские и сержантские должности? Может, настало время принимать в вооруженные силы и офицеров из дружественных нашему государству стран. Боевую технику и системы обеспечения боя мы уже покупаем за рубежом, хотя, как заявляют в Министерстве обороны, только для того, чтобы производить их на своих предприятиях. Но логика и здравый смысл подсказывают – где зарубежные машины, там должны быть и зарубежные специалисты. Не секрет, что многие полководцы «старой России», такие как герой Отечественной войны 1812 года генерал-фельдмаршал Барклай де Толли, один из инициаторов создания отечественной Академии Генерального штаба генерал-лейтенант Генрих Жомини, «начинатель (по словам Петра I) военной реформы в России» генерал-адмирал Франц Лефорт, покоритель Гданьска, Очакова и Хотина генерал-фельдмаршал Христофор Миних и многие-многие другие выдающиеся военачальники были отнюдь не уроженцами нашей страны, но беззаветно служили ей и приносили славу своему новому Отечеству. Не исключено, что раз у нас опять пошла мода на все иностранное, родной армии могут пригодиться опыт и знания офицеров других вооруженных сил. Сначала в качестве преподавателей в военных академиях и училищах, а там, гляди, и на командных должностях. Где-нибудь в бригадах и оперативных командованиях.
Учиться так учиться, если не нашлись пророки в своем Отечестве.
Правда, делая ставку на гастарбайтеров, армии нужно обратить внимание в первую очередь на собственных граждан. Как для замещения должностей рядовых и сержантов, так и в качестве командиров и начальников. Создать для них такие благоприятные и перспективные условия службы, чтобы они от нее не бегали, не пытались при первой же возможности уйти в запас, а почитали за честь выполнять свой воинский долг перед собственной родиной. Может, именно тогда потребности в иностранцах все-таки не будет.