О появлении приказа министра обороны № 840 «О ликвидации федеральных государственных учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении Министерства обороны РФ» в известных в России и далеко за ее пределами учреждениях культуры и искусства узнавали от журналистов. В Центральном академическом театре Российской армии, в Краснознаменном ансамбле песни и пляски имени А.В.Александрова самого приказа пока еще не видели, но – как положено военным – панике не поддаются. В мурманском Театре Северного флота не исключают, что под сокращение могут попасть и они – ведь в названии приказа не уточняется, что, мол, дома офицеров ликвидируют, а Театр Северного флота или какой другой – нет. Начальник театра сейчас находится в Москве, вернется в конце недели, так что в следующий понедельник в Мурманске надеются узнать из первых уст о том, какая же судьба им суждена.
Как сообщил «НГ» источник в Минобороны РФ, «приказ главы военного ведомства № 840 касается не всех культурно-просветительных учреждений армии и флота. Те, что расположены в отдаленных гарнизонах, остаются и продолжают работать по своему предназначению». По словам собеседника, данный приказ направлен на оптимизацию сети культпросветучреждений армии и флота в соответствии с новой структурой, к которой приведены Вооруженные силы. «В основном по этому приказу, – продолжил все тот же собеседник «НГ», – ликвидируются дома офицеров и клубы в крупных городах, где мало войск и есть другие культурные учреждения, подведомственные Министерству культуры». Офицер сказал, что объекты культуры и искусства центрального подчинения, такие как Академический театр Российской армии, Центральный дом Российской армии, Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В.Александрова, студии военных художников, писателей, пока остаются в структуре Минобороны и продолжают работать. В настоящий момент решается вопрос о передаче в ведение Минкультуры музеев Российской армии.
В приведенном комментарии смущает по меньшей мере два момента. Понятие оптимизации: во всех, причем не только культурных, учреждениях успели заметить, что оптимизация стала синонимом сокращения финансирования, его, если угодно, цивилизованным и «доброжелательным» аналогом. Тут – как в повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», где Мишка Квакин не знал, что такое ультиматум, принял это слово за «ругательство или что-нибудь в этом смысле». А товарищ тут же ему объяснил: «Это такое международное слово. Бить будут».
Второе неприятное слово в приведенном выше комментарии – «пока»: пока остаются в структуре Министерства обороны и Центральный академический театр Российской армии, не так давно торжественно отпраздновавший 80-летие, и Студия военных художников имени Грекова, и Ансамбль имени Александрова, кроме прочего знаменитый еще и тем, что именно в его исполнении записано эталонное, если можно так сказать, исполнение Гимна России. Пока – значит, до особого распоряжения.
Без оптимизации, конечно, нельзя. Прав и генерал Юрий Дашкин, врио начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил России: он вчера заявил, что ныне действующая система культурно-досуговой работы требует глубокой и комплексной модернизации. Но модернизация и сокращения – точно не одно и то же, и трудно понять, почему модернизацию следует начинать именно с закрытия офицерских клубов, здания которых находятся обычно в центре и занимают выгодные, в том числе и с военной точки зрения, позиции.
Будет жаль, если в армии все вопросы воспитательной работы, не только культа, но и культуры, переложат на плечи полковых священников, хотя в смысле денег это, наверное, дешевле. Впрочем, у Ансамбля Александрова впереди серия концертов и очередные гастроли, а Театр армии сегодня играет спектакль с говорящим названием «Вечно живые».