Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) заявил, что не имеет отношения к идее продления трудовой недели с нынешних 40 до 60 часов. Новость о возможном увеличении трудовой недели сразу в полтора раза стала чуть ли не главной сенсацией ноября, которая вызвала массу позитивных и негативных комментариев.
Сначала секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) заявил, что «профсоюзы будут выступать категорически против такого рода поправок в трудовое законодательство». И уточнил, что сама идея увеличения продолжительности рабочей недели до 60 часов обречена на провал. При этом в ФНПР пояснили, что в рамках трехсторонней комиссии тема увеличения рабочего времени вообще не обсуждалась. «Если мы говорим о любых поправках в трудовое законодательство, то нужно понимать, что они принимаются только после консенсусного одобрения тремя сторонами – профсоюзами, правительством и работодателями. Пока в комиссию никаких предложений не выносилось», – сообщил представитель ФНПР.
В Минздравсоцразвития также объявили, что предложения по увеличению продолжительности трудовой недели к ним «не поступали». Наконец, глава думского комитета по социальной политике, единоросс Андрей Исаев высказался категорически против увеличения рабочей недели до 60 часов. «В Государственную Думу не поступало никаких официальных предложений по этому поводу. Однако если они и поступят, то согласно регламенту предложения по каким-либо изменениям в Трудовой кодекс (ТК) в предварительном порядке должны быть рассмотрены трехсторонней комиссией, куда входят представители профсоюзов, работодателей и федерального правительства», – заявил Исаев через день после появления сенсации. «Мы выступаем за повышение производительности, а то, что предлагают некоторые представители РСПП, не имеет никакого отношения к модернизации трудовой деятельности – это стимулирование чисто рабского труда», – подчеркнул единоросс.
И лишь на исходе вторых суток бурных споров о продлении рабочей недели на сайте РСПП появилось частичное опровержение. «Подобного рода инициативы в РСПП и в рабочих органах РСПП не рассматривались и не могли быть рассмотрены», – объявила пресс-служба союза. Необычно длинная пауза между появлением сенсационной новости и ее опровержением заставляет предположить, что «дыма без огня не бывает». Тем более что аргументы членов РСПП о неудобном трудовом праве и слишком короткой рабочей неделе звучат уже не первый год. Да и сейчас работодатели подтвердили, что настаивают на пересмотре ТК в сторону большей «гибкости» при сокращении его защитных функцией – то есть явно не в пользу работников. Из обтекаемых формулировок в тексте РСПП можно понять, что работодатели хотели бы в одностороннем порядке пересматривать трудовые контракты, чаще применять срочные (а не бессрочные) трудовые соглашения, а также быстрее и с меньшими издержками увольнять работников.
Одновременно работодатели признаются, что сами часто не исполняют закон и прибегают к теневым формам найма. «Недостатки правового регулирования трудовых отношений отражаются в сохранении значительных масштабов неформальной занятости. В итоге государство теряет налогоплательщиков, работники лишаются должной защиты, работодатели сталкиваются с неравной конкуренцией за рабочую силу»,– пишут члены РСПП и указывают на нарастающее «расхождение между правовыми нормами и реальной практикой». Доводы РСПП кажутся во многом разумными. Действительно, какой смысл в существовании Трудового кодекса, который повсеместно и открыто нарушается? Какой смысл в стандартах социальной защиты, если на практике они не соблюдаются? Однако из этих аргументов вовсе не следует, что ТК нужно обязательно сделать максимально комфортным для членов РСПП, забывая при этом об интересах наемных работников и об интересах развития экономики.