В ноябре Конгресс США может проголосовать за введение визовых и финансовых ограничений в отношении 60 российских чиновников, так или иначе причастных к смерти в следственном изоляторе адвоката Сергея Магнитского. Американских конгрессменов возмутило странное расследование, так и не нашедшее виновных в гибели Магнитского, который указывал на причастность милиционеров к хищению из госбюджета около 5,4 млрд. руб. В свою очередь, российский МИД возмутило то, что конгрессмены не удовлетворились «серьезным расследованием» обстоятельств гибели невиновного человека, а почему-то затеяли «игры» и «политическое шоу», которые «вносят серьезный раздражитель» в российско-американские отношения. Чиновники МИДа уверены, что поведение конгрессменов возвращает нас ко временам холодной войны. И поэтому МИД грозно призывает американцев «еще раз взвесить последствия своих шагов». Именно такой комментарий департамента информации МИДа был распространен 1 октября.
Прямое указание МИДа на опыт холодной войны говорит о том, что российские власти воспринимают «дело Магнитского» не как достойный сожаления частный инцидент, а как важнейший рубеж для защиты государственной позиции и государственных интересов. Ведь именно защита идеологических принципов и лежала в основе той самой холодной войны, о которой сегодня напоминает российский МИД. Но в чем же состоят сегодня непримиримые идеологические противоречия между РФ и США? Для защиты какой принципиальной позиции МИД намекает американцам на перспективы новой холодной войны и советует им «еще раз взвесить последствия своих шагов»?
Руководство СССР объясняло гражданам причины первой холодной войны необходимостью защиты прогрессивного социализма от агрессии загнивающего империализма, который неправильно защищает интересы трудящихся. А чем сегодня чиновники РФ будут объяснять причины второй холодной войны с США? Опять необходимостью защиты интересов трудящихся? Или защитой режима тотальной коррупции и беззакония, на который не смеют покушаться американцы – причем даже на своей собственной территории?
Холодная война была глобальным соперничеством двух систем, в котором супердержавы предлагали своим союзникам наиболее привлекательную модель развития. Для продвижения этих разных моделей развития соперники были готовы к эскалации конфликтов по всему миру, в том числе и с помощью региональных войн и самых современных вооружений. Почему же МИД сегодня возвращается к стратегии холодной войны? Какую именно привлекательную модель развития могут предложить российские чиновники? Бесконтрольность силовиков? Отсутствие справедливого и независимого суда? Возможность хищения бюджетных ресурсов? Или свободу досудебных расправ? Неужели в МИДе рассчитывают, что для защиты этих «завоеваний» россияне согласятся снова участвовать в гонке вооружений и локальных конфликтах, которые и являются неотъемлемой частью холодной войны?
Примечательно, что конгрессмены США настроены менее воинственно, чем наш МИД. Американцы не рассказывают нам про холодную войну и не угрожают ухудшением отношений. Напротив – в законопроекте прямо записано, что все санкции против российских чиновников прекращаются в тот самый день, когда госсекретарь и глава Минфина США подтвердят, что правительство РФ провело тщательное и беспристрастное расследование «дела Магнитского» и предало правосудию виновных лиц», а также «предприняло усилия по приведению системы уголовного правосудия и пенитенциарной системы в соответствие с нормами международного права».