Два невеселых события последнего времени привлекли внимание общества.
В Санкт-Петербурге произошло нападение на милиционера, известного широкой общественности как «жемчужный прапорщик». Напомним, 31 июля, участвуя в разгоне протестной акции, он избивал митингующих, называя их «хорьками». ГУВД Петербурга и Ленинградской области не обнаружило в действиях Бойко нарушения закона, признав его действия полностью соответствующими уставу и должностным инструкциям. Прапорщик оставался на свободе, хотя в случае подтверждения обвинений ему грозит до 10 лет тюрьмы.
А недавно в Москве убили таксиста, избившего беременную женщину, сотрудницу «Евросети». Сценарий тот же: око за око, зуб за зуб. В Сети идет бурная дискуссия. Одна из блогерских записей: «Я не осуждаю этих людей. Я реально считаю, что зло обязано быть наказано». Можно вспомнить и более давнюю историю – с так называемыми приморскими партизанами, убивавшими милиционеров. Они оказались обычными уголовниками, но значительная часть населения долгое время видела в них народных защитников.
Недоверие правосудию рождает в обществе и еще одну нездоровую тенденцию. В поддержку убийцы кавказца дружными рядами выступили неонацисты. И общество готово их поддержать. Одна из записей в Сети: «Если таксиста наказали националисты, значит, они молодцы. И очень жалко, что этого не сделали ненационалисты».
Происходящее возвращает страну в глубокое прошлое. Можно, конечно, обвинить конкретного исполнителя собственного приговора, предложив ему обратиться в судебные органы. Однако напомним, перечисленным выше случаям предшествовало множество сообщений о том, как избегали справедливых приговоров чиновники и милиционеры разного ранга, на дорогих иномарках сбивавшие чьих-то жен, детей и матерей. Как правило, если они и получали наказание, то оно оказывалось чисто символическим. И если раньше, в советские времена, такую информацию легко можно было скрыть, то сегодня это уже невозможно. Интернет не позволяет.
Глубокое неверие населения в способность российских судов устанавливать справедливость порождает в условиях современных технологий опасный эффект отрицания цивилизованных форм решения конфликтов. Неизвестный, ударивший по голове «жемчужного прапорщика», пошел на это преступление спустя целых полтора месяца после разгона митинга. Возмутившись неспешностью машины правосудия.
Однако самосуд как метод восстановления справедливости – прямой путь к хаосу. Участившиеся случаи подобного рода с полной очевидностью доказывают неработоспособность формально существующих институтов третьей ветви власти. Между тем тяга людей к быстрому восстановлению справедливости никуда не девается. И в нынешних условиях реализуется в виде народной расправы, которая со стороны выглядит прекрасной сказкой со счастливым концом – но ровно до тех пор, пока кто-то неизвестный не займется твоей собственной судьбой. С точки зрения развитого общества эти приемы выглядят глубоким анахронизмом: мы живем словно в первобытном обществе.
Самосуд – это почти всегда ответ на медлительность и нерешительность властей, оказавшихся неспособными к восстановлению законной справедливости. Граждан уже не защищает Конституция, где говорится – в ст. 19: «Все равны перед законом и судом». Мы должны выбирать: или проводить решительную реформу правоохранительных органов, включая суды, или признать наше многовековое отставание от цивилизации. Если пойти по второму пути, то следующим шагом в реставрации кровавых древних обычаев станет, очевидно, восстановление института кровной мести.