Не прекращаются споры о том, в каком же обществе мы живем и в каком направлении оно эволюционирует. Кто-то говорит о «полуфеодальном» и даже о «возвращении в Средневековье», кто-то о реконструкции «советского» образца застойных лет. Но есть и веские основания считать, что появляются и заметные ростки современного гражданского общества.
Собственно, что такое гражданское общество? Это не «электорат», раз в год приходящий «отдать свой голос» кому-то, не пассивно взирающее на события «население», а свободные в своих мыслях и действиях граждане, чувствующие свою ответственность и возможность влиять на происходящее вокруг, чьи объединения (хотя бы по месту жительства) являются фундаментом демократии.
Вот простой пример. США, да и весь мир в целом напряженно следят за развитием событий вокруг планов строительства грандиозного 13-этажного исламского культурного центра с мечетью непосредственно рядом с местом мегатеракта 11 сентября 2001 года. Но мало кто знает, что строительство стало возможным не благодаря заступничеству за него мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга или президента США Барака Обамы – а благодаря принятому 5 мая с.г. одобрительному решению «районного совета» (Community Council, другой вариант перевода – «общинный совет») Нижнего Манхэттена. Но в то же время не менее грандиозные планы строительства исламских центров и мечетей в других районах Нью-Йорка – в Южном Бруклине (микрорайон Шипсхэд-Бей) в феврале с.г. и Стейтен-Айленде в июне с.г. – были попросту отменены ввиду отрицательного мнения жителей на прошедших заседаниях «районных общественных советов», без санкции которых любая стройка рядом с населенными ими домами не может быть начата. Причем выступающих против строительства мечетей трудно обвинить в расизме или ксенофобии. Жители того же Шипсхэд-Бея – сплошь иммигранты: выходцы из бывшего СССР, евреи из Восточной Европы (именно здесь находится нью-йоркский Мемориал Холокоста), пуэрториканцы. И выступают они именно против бытовых сложностей, которые создаст 4-этажная мечеть: шум в 5 утра от молитвы, припаркованные в дворах домов машины приехавших на намаз, пробки на дорогах от тысяч собравшихся со всего города в новую мечеть мусульман┘
Другой пример – на этот раз уже Москва. 11 сентября жители московских спальных районов Текстильщики и Рязанский (ЮВАО) вышли на стихийный митинг. Причина – за несколько недель до этого из краткой заметки в официальной прессе префектуры они с удивлением узнали о том, что прямо под окнами их жилых домов выделен участок под строительство мечети. Без какого-либо согласования с ними. Еще более они удивились, узнав, что здание мечети будет высотой примерно с 7-этажный дом (и еще вдвое выше – минареты) и рассчитано на 3 тыс. человек (для сравнения – Соборная мечеть в центре Москвы вмещает полторы тысячи). Строить ее предполагается на границе единственного зеленого участка в районе, на котором к тому же в дни крупных праздников вроде недавнего Ураза-байрама могут расположиться те, кто в мечети не поместится, – а представители мусульманской общины ЮВАО говорят в прессе о 250 тыс. мусульман в округе, которым нужна эта мечеть. И, поскольку власти не сочли нужным предоставить им возможность высказаться, жители самоорганизовались через местный интернет-форум и в законном порядке провели в выходные собрание, на котором около тысячи человек поставили свои подписи под обращением в префектуру об отмене строительства. Собрание жильцов, подчеркивающих свой протест против бытовых проблем (как и в Нью-Йорке – шум, пробки) и дистанцирование от политики и национализма, с места событий доброжелательно освещало «Эхо Москвы». Не это ли – зародыши настоящего гражданского сознательного общества?