Российская элита продолжает гадать: означает ли мегаактивность первых лиц государства, которую они демонстрируют последние несколько недель, досрочный старт избирательной гонки? Приключения премьер-министра Владимира Путина на Дальнем Востоке и новые инициативы президента Дмитрия Медведева окончательно запутали ситуацию. Элита в раздумьях: не приведет ли всевозрастающее соперничество между Кремлем и Белым домом к разлому в тандеме и дестабилизации политической и экономической ситуации в стране?
Между тем усилия первых лиц, выбранная ими нестандартная модель поведения и общения с жителями страны, похоже, не проходят даром. В начале августа в разгар не слишком удачной борьбы с пожарами их рейтинги поползли вниз. Однако уже к концу месяца утраченные проценты вернулись. Президент, по данным социологических служб, набирает 69%, а рейтинг премьера, как и прежде, поднялся на отметку в 73%.
Пожароопасный август, по сути дела, побудил президента Медведева и премьер-министра Путина скорректировать свое присутствие в информационном пространстве. Хотя цели остались те же. Задача премьера по-прежнему не допустить дестабилизации обстановки, успокоить жителей страны, пострадавших от разгула огненной стихии и взбудораженных ростом продовольственных цен. Миссия президента так же очевидна, как и раньше, – оправдывать либеральные надежды, даже вне зависимости от того, ощущает он себя либералом или нет.
Тем не менее цель главы государства – поддерживать веру в либеральные мечты у определенной части общества. Медведев старательно держится этой линии. Красноречивым свидетельством этому служит, к примеру, его инициатива превратить милицию в полицию или решение приостановить вырубку Химкинского леса, чтобы учесть интересы всех вовлеченных сторон. Интересно, что такая двоякая ситуация, похоже, вполне устраивает не только представителей привилегированных слоев, но и простых жителей страны. Иначе говоря, с одной стороны, россиянами востребована борьба за сохранение политической и экономической стабильности, с другой – им импонирует возможность перемен, модернизации, символом которой как раз и является Медведев. Похоже, ни одному из участников тандема жители страны не дадут остаться на олимпе в одиночестве.
Политики и бизнесмены уже делают ставки, хотя до выборов еще без малого два года. Тем не менее многие задаются вопросом: кто станет будущим президентом России – Путин или Медведев? Впрочем, их волнует даже не столько, кто конкретно займет высший пост в государстве, большее беспокойство вызывает дилемма: сохранится ли существующий сейчас баланс – стабильности и одновременно пропаганды перемен?
За два года правления президента Медведева подросло новое поколение претендентов на власть и влияние. Глава государства последовательно расставляет на посты замов руководителей силовых структур свои кадры, не сталкиваясь с сопротивлением команды его предшественника. Если Путин вернется в кресло президента, он не сможет игнорировать набирающее очки окружение Медведева. Иначе говоря, даже если президент и премьер поменяются местами, на возросшей при Путине значимости правительства это вряд ли отразится.
Впрочем, во всех этих раскладах нельзя не учитывать и еще один немаловажный момент – социальное оживление. Растущая общественная температура – скорее всего и есть фактор, побуждающий руководство наращивать активность. Сейчас в политическом пространстве гражданское сопротивление никак не структурировано. Однако хаотические выступления без адекватных вроде целей свидетельствуют о росте недовольства широко рекламируемой стабильностью. И скорее всего во властной элите это и вызывает желание немедленно реагировать, что выглядит как преждевременный старт избирательной кампании.