0
1908
Газета От редакции Интернет-версия

03.09.2010 00:00:00

От Редакции НВО: Военное образование – в коме

Тэги: реформа, минобороны, образование


Разрушение системы военного образования в России дошло до завершающей – практической фазы. Пока люди, взявшиеся за реформирование вузов МО, лишь высказывались о намечаемых преобразованиях, казалось, что их планы еще недостаточно проработаны и только поэтому во многом ошибочны. Теперь же, с началом реализации намерений, стало ясно: на систему подготовки кадров для армии и флота, успешно работавшую годами, беда обрушилась из-за некомпетентных, можно сказать, извращенных представлений реформаторов о военной службе, о качествах, которыми должны обладать офицеры в XXI веке.

«К 2012 году мы должны создать систему военного образования, которая бы полностью соответствовала новому облику Вооруженных сил», – заявила 30 августа начальник Управления военного образования – замначальника Главного управления кадров МО РФ Тамара Фральцова на видеомосте «Москва–Оренбург».

Увы, сама идея «придания Вооруженным силам нового облика», продвигаемая министром обороны Анатолием Сердюковым, воспринимается скептически и в войсках, и в обществе. Хотя вроде бы перспективна: все части приводятся в постоянную готовность, армия должна стать компактной, полностью оснащенной самым современным вооружением и укомплектованной специалистами, способными управлять сложнейшей техникой. Но не верят люди в успех этой затеи, поскольку видят, кто и как пытается ее осуществить.

В марте 2010-го та же Фральцова сообщила: «С этого года... к экзамену для поступления в вузы будут допускаться только юноши, имеющие разряды по тому или иному виду спорта».

На первый взгляд, начинание доброе┘ А теперь представьте, что некий победитель математических олимпиад, тративший все время на изучение любимого предмета, но не сподобившийся получить спортивный разряд, мечтает о карьере офицера-ракетчика или флотского штурмана. Ему же говорят, что путь в военный вуз закрыт. И это не исключительный поворот событий, который может произойти в судьбах многих молодых людей. Так среди абитуриентов будет непременно срабатывать отбраковка, основанная на примитивных представлениях об офицерах. В духе глуповатой припевки: «А я люблю военных – красивых, здоровенных».

И разом перечеркивается десятилетиями проводившаяся кропотливая работа по привлечению в вузы МО интеллектуально развитой молодежи. И становится преданием «глубокой старины» тот факт, что во многих советских военных училищах конкурсы нередко были выше, чем в ведущих университетах страны. И что даже в трудные для армии 1990-е годы на офицеров все же шли учиться сразу после школы выпускники-медалисты. Потому что в офицерских семьях помнили, в каких военных вузах есть крепкие научные школы, способные дать юноше действительно качественное образование. Да и традиции военных династий горе-реформаторы еще не сумели истребить полностью. Но точно истребят, если при приеме курсантов станет главным принцип: пусть узколоб, зато могуч.

К счастью, в этом году такое правило не вступило в силу. Впрочем, к счастью ли? Ведь оно не стало действующим из-за новшеств еще более удручающих.

Анатолий Сердюков объявил, что численность офицерского корпуса ВС РФ к 2012-му должна сократиться с 355 тыс. человек до 150 тыс. Уточнил, что все пройдет в плановом порядке, за счет «постепенного увольнения офицеров, выслуживших установленные сроки». Однако затем появились сообщения о том, что в нынешнем году вузы выпустят порядка 15 тыс. лейтенантов. А в армии, приводимой к новому облику, имеется в наличии всего-то 2–3 тыс. вакансий на первичных офицерских должностях. Мол, в системе подготовки военных кадров уже дал себя знать кризис перепроизводства. Какая уж тут постепенность в сокращениях?

И пошло-поехало! Вместо нескольких десятков военных вузов спешно приступили к созданию всего десяти военных научно-учебных центров. Что-то объединили, что-то упразднили, что-то перепрофилировали для подготовки сержантов по программе среднего профессионального образования. И как апогей всех этих преобразований – объявление: на 2010–2011 годы прием курсантов и слушателей в военные вузы вообще отменен.

Ну а как быть с теми новоиспеченными лейтенантами, которых, как выяснилось, подготовили с большим переизбытком?

Перед самым началом нового учебного года Тамара Фральцова объявила: «Более 15 тысяч выпускников военно-учебных заведений Минобороны РФ получили в этом году военные должности. Все те, кто захотел служить в Вооруженных силах...» За бойким рапортом, как оказалось, кроется вот что. Большинству военных специалистов с высшим образованием предложили должности сержантов и солдат-контрактников. А дальше – ждите, когда освободится вакансия на первичной офицерской должности. Никаких гарантий по срокам ожидания никто лейтенантам не давал.

В результате большая часть выпускников Военного университета МО РФ в 2010 году получили «свободные дипломы» и сразу были уволены в запас. На Тихоокеанском флоте из 600 прибывших на службу лейтенантов офицерские должности получили чуть больше 100 человек. В Воронеже на «первички» опредилили только тех выпускников авиационного вуза, кто окончил его с медалью или дипломом с отличием. И так повсюду. А лейтенанты, получавшие «завидное предложение» побыть на положении сержантов, в основном отказывались, уходили на гражданку. Затраченные государством на подготовку высококлассного военного профессионала 3–6 млн. руб. оказывались пущенными на ветер.

И вот на фоне столь удручающих событий заместитель начальника ГУКа Тамара Фральцова бодро утверждает, что ведомство продолжает поиск путей «для оптимальной подготовки будущих офицеров». Причем не устает предлагать новые меры «оптимизации» системы военного образования. Скажем, для того чтобы молодой человек осознанно выбирал профессию военного, перейти к набору первокурсников после прохождения ими службы в ВС. Или внедрить рейтинговую систему, чтобы среди 15 тыс. курсантов возникло соревнование и только первые 4–5 тыс. лучших выпускников получали гарантированное распределение на офицерские должности. Продолжить практику отчисления курсантов за одну двойку, полученную во время сессии. «Мы считаем это решение юридически правильным», – подчеркнула Фральцова.

Юридически?! Да тут кругом правовые нарушения. Гражданам 1992–1994 года рождения фактически запретили выбирать военную профессию. Тех, кого хотят заставить отслужить сначала солдатом, прежде чем пойти учиться на офицера, жестко ограничили в праве сразу поступать в выбранный вуз. Курсантов, получивших единственную двойку в сессию, лишили права на исправление ошибки – пересдачу экзамена. А по отношению к выпускникам, проигравшим рейтинговое соревнование, нарушили условия заключенных с ними контрактов, которые гарантируют направление в войска на должность, соответствующую полученному образованию.

В общем, любые средства считают в Минобороны подходящими для заявленного снижения общей численности армии до одного миллиона человек к 2011 году. И в первую очередь жертвуют молодыми офицерами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
809
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
1420
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
1218
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
1067

Другие новости