Стартовавший в апреле эксперимент с преподаванием в школах 19 регионов России обязательного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) набирает обороты. С началом нового учебного года к нему подключается Санкт-Петербург. В 20 питерских школах, список которых пока не разглашается, специально подготовленные 300 учителей начнут преподавание основ православия, ислама, буддизма, иудаизма, мировых религиозных культур и светской этики. При этом результаты апробации ОРКСЭ среди 22,5 тыс. российских четвероклашек в предыдущей школьной четверти остаются в целом очень неясными.
Авторы учебников, по которым ведется преподавание различных модулей в рамках курса ОРКСЭ, отмечают в комментариях журналистам, что попросту не получают никакой информации о том, насколько они успешно используются школьниками и педагогами на местах. Хотя учебники, по их словам, писались в большой спешке и, безусловно, нуждаются в доработке. Об этом же говорят и педагоги на прошедших в июне региональных семинарах-совещаниях «Промежуточные результаты апробации курса ОРКСЭ». Например, в Еврейской автономной области было отмечено, что «20% детей испытывали затруднения в понимании текстов учебников и новых понятий», аналогичные отзывы поступают и из других регионов. Педагоги признают, что им не хватало фактических знаний о совершенно новом для них предмете.
При этом Министерство образования, неустанно говоря на пресс-конференциях о необычайной важности нового курса для самоуважения и взаимоуважения людей, на протяжении всего эксперимента ловко уклоняется от общения с независимой прессой. Ответственные сотрудники министерства, в чьем распоряжении находится наиболее достоверная и полная информация о результатах первого этапа эксперимента, несмотря на официальные запросы и многочисленные звонки, три месяца не могут найти времени для встречи с журналистами нашей газеты. Или просто не считают нужным.
Между тем процесс идет со сложностями, однако, пока апробация проходит в глубокой провинции, в Кургане, Вологде, Тамбове, Пензе и тем более в Чечне, «сор остается в избе». Например, частые жалобы на то, что учащихся целой школы записывают всех скопом на один-единственный религиозный модуль, так как держать нескольких педагогов для ОРКСЭ администрации школы сложно. Такие заявления поступают из самых разных регионов, задействованных в эксперименте, и от самых разных религиозных групп, включая и православных верующих. Но вряд ли такое давление пройдет «без шума и пыли» в традиционно вольнодумном и свободолюбивом Питере. А по каким же учебникам будут обучаться в новом году пятиклассники – по прежним, спешно написанным и трудно понимаемым, или же по доработанным? Но о какой-либо новой редакции учебников чиновники Минобрнауки тоже молчат...
Принятым еще накануне апробации курса решением Межведомственного координационного совета предусмотрена в начале новой четверти возможность для родителей учащихся изменить выбор модуля, если на то имеются достаточно веские причины. Эта «перезагрузка» может оказаться значительной по масштабам и внести дополнительную сумятицу в и так еще не окрепшие души школьников.
Стоит заметить, что представители крупнейшей религиозной организации России, Русской православной церкви, говорят уже о всеобъемлющей системе преподавания религии в школе. Идеалом им видится преподавание православия с 1-го по 11-й класс. Такая система с 1 сентября, хотя и на факультативной основе, уже вводится в соседней Белоруссии, где этот курс назван «Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян». Обучаться ему предстоит всем, включая составляющих значительную долю населения страны католиков.