В тех российских регионах, где 10 октября состоятся выборы, на этой неделе заканчивается важный этап избирательной кампании. В Республике Тыва, Белгородской, Костромской, Магаданской, Новосибирской и Челябинской областях подходят предельные сроки для представления списков кандидатов на регистрацию. После чего тем партиям, кто через этот барьер перепрыгнет, можно будет начинать предвыборную агитацию. То есть приступить к созданию условий для победы на выборах.
А в России они традиционно выстраиваются так, что против «Единой России» хором выступают все остальные шесть партий. И от этого на оппозиционном фланге становится очень жарко и тесно. Впрочем, для трех непарламентских партий победой считается уже само участие. Но вот КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР между собой дерутся уже всерьез. Для ЕР это является неплохим стартовым условием, которое традиционно подкрепляется солидным административным ресурсом. Как известно, одним из его признаков являются авторитетные для данного региона кандидаты, или так называемые «паровозы». На этих выборах партия власти от своей давно отработанной схемы практически не отступила. В четырех субъектах РФ из шести списки ЕР возглавляют губернаторы. А вот в Магаданской и Новосибирской областях их нет – вместо них «толкачами» служат начальники более низкого ранга. Оппозиция уже обозвала их «тепловозами» и «электровозами» и уверена, что картина от этого изменится вряд ли.
Впрочем, и оппозиционеры тоже стараются придумать себе административный ресурс. Преимущество тут у эсэров – у них есть председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Его и бросают на Новосибирскую область, где губернатор почему-то отошел в тень. Так что в других партиях уже заговорили, что это явный признак договорного матча – мол, СР обещано в этом регионе второе место. Чтобы, например, не пустить на него коммунистов. У КПРФ региональные партийные колонны ведут раскрученные депутаты Госдумы. А вот глава ЛДПР Владимир Жириновский, наоборот, вроде бы как планирует выставиться сразу в нескольких регионах.
В общем, у каждой партии своя тактика, но цель у них одна – провести хорошую репетицию перед мартовскими региональными выборами 2011 года. Которые, в свою очередь, станут генеральным прогоном перед федеральной избирательной кампанией. Напомним, что после мартовских выборов этого года, когда единороссы в половине из восьми разыгранных субъектов РФ не смогли преодолеть планку в 50%, оппозиционеры предрекли им дальнейшее падение. Которое, понятное дело, к думским выборам вообще дойдет до максимума. Вот хотя бы частичную правильность этого своего прогноза оппозиции и придется в октябре доказать делом. И при этом каждой партии из тройки думского меньшинства надо постараться оттереть от второго – без всякого преувеличения победного для любой из них – места и своих антиединороссовских соратников.
Смысл победы для «Единой России», понятное дело, состоит в прямо противоположном результате. Ей надо показать, что мартовские результаты были во многом случайными, вызванными скорее инерцией уже закончившегося кризиса, чем коренным изменением отношения к ней электората. Раз премьер и лидер ЕР Владимир Путин считает, что кризиса этого уже давно нет, партии власти предстоит в октябре это продемонстрировать. Но, поскольку многие избиратели с этой точкой зрения не согласны, без применения все того же административного ресурса не обойтись. Но как же тогда избежать недовольства президента Дмитрия Медведева, который на протяжении последнего года неоднократно призывал конкурировать на выборах максимально честно? Единороссам придется как-то протискиваться между этими Сциллой и Харибдой. Так что их перспективы безоблачными пока тоже не выглядят.