Начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров сообщил на прошлой неделе, что президент страны подписал 6 июля указ о создании на базе шести военных округов, четырех флотов и одной Каспийской флотилии четырех Объединенных стратегических командований (ОСК). И хотя текст указа на кремлевском сайте до сих пор не опубликован, известно, что в Западное ОСК или ОСК «Запад» будут включены Ленинградский и Московский военные округа плюс Балтийский и Северный флот, а также Калининградский особый район. Штаб ОСК будет в Санкт-Петербурге, на Дворцовой площади, где сейчас располагается штаб ЛенВО.
Все воинские части, размещенные на территории ОСК, включая авиацию и ПВО, исключая только Ракетные войска стратегического назначения и Космические войска, будут теперь подчиняться напрямую главкому объединенного командования. В оперативном отношении – даже Внутренние войска МВД, части МЧС, Погранвойска и другие воинские формирования. В том числе и ВДВ, которые при этом останутся резервом Верховного Главнокомандования.
По такому же принципу создается и ОСК «Юг», или Южное ОСК, в которое войдут Северо-Кавказский военный округ, западная, до Волги, часть Приволжско-Уральского военного округа, Черноморский флот и Каспийская флотилия плюс 102-я военная база в Гюмри (Армения), военные базы России в Южной Осетии и Абхазии. Штаб ОСК будет располагаться на «старом» месте – в Ростове-на-Дону. Оставшаяся часть ПУрВО и западная часть до Байкала Сибирского военного округа составят ОСК «Центр», или Центральное ОСК, включая в себя и 4-ю военную базу России на окраине Душанбе (Таджикистан), а также базу ВВС в Канте (Киргизия). Штаб ОСК тоже на прежнем месте – в Екатеринбурге. А войска, расположенные на восток от Байкала, а также Дальневосточный военный округ, Тихоокеанский флот и Камчатский особый район образуют ОСК «Восток», или Восточное ОСК. Штаб – в Хабаровске.
Особой новости в создании ОСК нет. О перспективе их образования «НВО» писало не раз и не два, начиная, пожалуй, больше года назад, и, конечно, в ходе тех преобразований, которые происходят с армией и флотом в процессе придания им «нового, перспективного облика». Более того, мы рассказывали, что идея создания таких командований, правда, тогда они назывались Оперативно-стратегическими направлениями (ОСН), принадлежит еще начальнику Генерального штаба Вооруженных сил СССР маршалу Советского Союза Николаю Огаркову, который занимал этот пост с 1977 по 1984 год. В сентябре 1984 года маршал, кстати, и возглавил одно из таких направлений – Западное, штаб которого размещался в Легнице, на территории Польши, или Северной группы войск, как это тогда называлось. Даже после развала Советского Союза и ликвидации главкоматов стратегических направлений (в Кишиневе, Баку и Ташкенте) оставалось одно-единственное из них – Дальневосточное со штабом в Улан-Удэ.
Возродить идею Огаркова пытался начальник Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский (2004–2008 год). Хотя в отличие от сегодняшних дней Юрий Николаевич предлагал тогда оставить нетронутыми военные округа, которые, как и раньше, должны были замыкаться на ОСН. Без широкой публичной огласки прошло несколько исследовательских мероприятий, связанных с этим процессом, но закончилось это тем, что в Кремле и Минобороны предложение Балуевского не приняли. Посчитали его несвоевременным.
Теперь такое время, видимо, пришло. С 1 декабря 2010 года ОСК начнут жить по новым правилам и с новыми структурами, которые уже в некоторых СМИ подверглись острой критике. Президента и министра обороны упрекают в «разгроме складывавшейся веками системы военных округов», в «слепой кальке с американского опыта», «разрушении армии, которая базировалась на русских традициях», и еще во многих других «грехах». Хотя, если взглянуть на этот процесс трезвым взглядом, то можно заметить достаточно много плюсов в создании системы ОСК, заменившей округа и флоты. Что она дает? Во-первых, понятно, сокращение управленческих структур. Если раньше распоряжение из Минобороны или Генштаба в какую-то воинскую часть проходило через 11 инстанций, то теперь осталось только три. Что, конечно же, создает условия для более эффективного руководства войсками. Во-вторых, главкомы ОСК получают достаточно большую самостоятельность в принятии тех или иных решений. В том числе и по закупке боевой техники именно для своего региона или, другими словами, театра военных действий. И, естественно, с них будет и больший спрос. Если, не дай бог, случатся такие события, как в августе 2008 года, не надо будет звонить в Москву и ждать, какие будут оттуда указания. Ответственное и быстрое решение станет принимать именно главком. И главное – наконец-то наши военачальники научатся управлять войсками не только на земле, но и одновременно с этим в небе, на море, получать информацию из космоса, из других источников, будут учиться воевать по-современному, используя возможности всех природных сред и всех видов боевой техники, а также информационно-коммуникационных систем связи и управления.
Правда, все это еще придется освоить. Прошедшие в прошлом году оперативно-стратегические учения «Осень-2009», нынешние «Восток-2010», запланированные на будущий год маневры «Центр-2011» должны этому процессу поспособствовать. Хотя для успешного руководства войсками необходимы еще и новые системы автоматического управления, связи, разведки, навигации, радиоэлектронной борьбы, беспилотники, системы и комплексы высокоточного оружия, которые когда-то называли разведывательно-ударными┘ То есть все то, чего у нас еще явно не хватает. Так что оптимизация обороны, несмотря на указ президента, – задача не на один год. Будем надеяться, что в ходе перестройки и налаживания новой структуры управления не произойдет никаких событий, которые не затормозят эти преобразования и не отбросят нашу армию опять на десятки лет назад.