Во вторник, 29 июня, началась активная фаза оперативно-стратегического учения «Восток-2010» (ОСУ), подготовка к которому велась в Вооруженных силах РФ около двух месяцев. Руководит учением начальник российского Генштаба генерал армии Николай Макаров. Перед отъездом в район проведения ОСУ он объявил журналистам, что фаза активных учебно-боевых действий продлится до 8 июля на территории Сибирского и Дальневосточного военных округов, а также на Тихоокеанском побережье. Будут задействованы 11 общевойсковых полигонов, 3 полигона ВВС и ПВО и 4 полигона ТОФ.
Как отмечалось ранее, столь масштабное учение не проводилось в России минимум 20 последних лет. Ну, разве что близким по размаху было предыдущее учение «Осень-2009». Так чем же продиктовано стремление российских военных раз от раза все укрупнять маневры?
Основной целью оперативно-стратегического учения «Восток-2010» заявлена апробация существенно преобразованной в этом году организационно-штатной структуры объединений, соединений и воинских частей. «Этому отвечает и тематика учения «Подготовка и применение соединений (воинских частей) в новой организационно-штатной структуре по выполнению задач на изолированных направлениях для обеспечения военной безопасности Российской Федерации», – сказал генерал Макаров. Он сообщил, что по замыслу учения войска и силы будут отрабатывать задачи в составе разновидовых и разноведомственных группировок на различных изолированных направлениях.
Среди основных задач учения были названы: проверка эффективности функционирования созданной системы управления войсками в условиях современных военных конфликтов; оценка степени готовности соединений и воинских частей к ведению боевых действий на изолированных направлениях, их мобильности и боевых возможностей. Кроме того, в ходе учения на практике отрабатывается организация взаимодействия органов военного управления с войсками, воинскими формированиями других федеральных министерств и ведомств. Совместно с Внутренними войсками МВД и подразделениями МЧС будут отработаны вопросы по ликвидации последствий техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций. Корабли Тихоокеанского флота вместе с погранвойсками регионального управления ФСБ будут взаимодействовать при организации охраны морских границ России, пресечения браконьерства в российских территориальных водах и противодействия пиратству в регионе.
Генерал сообщил также, что в ходе учения будут отрабатываться вопросы преодоления войсками водных преград. В частности, 5 июля в ходе одного из эпизодов учения войска силами примерно в одну бригаду будут форсировать реку. Корреспонденту «НВО» несколько дней назад довелось присутствовать на репетиции этого действа в Забайкальском крае, на реке Онон. Тогда преодоление водной преграды шириной в 560 м и глубиной до 4 м не обошлось без потерь. Два танка и одна БМП были затоплены, но впоследствии все же эвакуированы на берег. Будем надеяться, опыт получен полезный, и непосредственно на учении форсирование обойдется уже без потерь.
«Восточный регион для проведения нынешнего учения выбран как территория, на которой дислоцируются войска и силы Сибирского, Дальневосточного военных округов и Тихоокеанского флота с наиболее широкими пространственными возможностями, ограниченно развитой инфраструктурой и сложными природно-климатическими условиями, что в наиболее полной степени отвечает целям и задачам учения», – заявил начальник Генштаба. Между тем он подчеркнул, что учение «Восток-2010» не направлено против какой-либо конкретной страны или военно-политического блока. «Оно имеет исключительно оборонную направленность по обеспечению безопасности и защите национальных интересов государства на дальневосточных рубежах от условного противника», – сказал Макаров.
В связи с этим корреспондент «НВО» поинтересовался у начальника Генштаба: кто же тогда имеется в виду под условным противником в сценарии и плане учения? Каким силам должны противостоять российские войска, собранные в таком большом количестве и рассредоточенные на столь обширной территории? Ведь воинские подразделения и части в принципе не могут научиться воевать, если не имеют представления о том, с кем им предстоит вступать в бой.
Такие вопросы, похоже, несколько озадачили генерала.
«Мы какой-либо страны не рассматривали, противника тоже не рассматривали, – сказал Николай Макаров. – Речь идет о том, что на каждом направлении будет создана своя оперативно-стратегическая и оперативная обстановка, в ходе которой где-то будет группа террористов, где-то большие банды сепаратистов – то есть то, что сейчас очень характерно для конфликтов низкой напряженности. Вот примерно такие сценарии мы брали. Ну а по численности – где-то до бригады, где-то до батальона, где-то небольшие корабельные группировки. Еще раз скажу, мы не пытались сосредоточить громадные силы и средства в какой-либо район. Мы хотим посмотреть способность решения задач мелкими подразделениями┘ Нам надо понять, как должны действовать наши войска и, самое главное, какое вооружение надо иметь».
В общем, снова прозвучало не раз озвученное в последнее время определение: «Придание Вооруженным силам нового качества и перспективного облика┘» Но так и осталось неясным, откуда возьмутся «группы террористов и банды сепаратистов», чье одновременное нападение придется отражать российским Вооруженным силам на пространствах протяженностью в тысячи километров. Тут явно имеется в виду что-то другое.