Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «Вопросы Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств». Об этом сообщила в понедельник, 17 мая, пресс-служба главы государства. Одновременно учреждено положение об агентстве, именуем обычно «Рособоронпоставка».
Это далеко не первый президентский указ, касающийся агентства. Первый, за №119, подписал еще в феврале 2007 года Владимир Путин. Он же определил численность новой структуры – 1100 гражданских служащих. Нынешний указ лишь повторяет прежние установки.
Создавали агентство три года назад по предложению первого вице-премьера Сергея Иванова для контроля за расходами по гособоронзаказу, как антикоррупционную «прокладку» между генералами Минобороны и директорами оборонных предприятий. Предполагалось, что заказывающие управления Минобороны, МВД, ФСБ и прочих силовых структур будут подавать заявки, а агентство станет заключать контракты, платить по ним, принимать продукцию и передавать ведомствам. К полноценной деятельности «Рособоронпоставка» должна была приступить с 1 января 2008 года. Руководителем ее назначили Александра Денисова – заместителя главы Федерального агентства по военно-техническому сотрудничеству. Однако в указанный срок агентство к работе не приступило.
12 мая 2008 года уже новый президент РФ Дмитрий Медведев назначил нового руководителя «Рособоронпоставки» – освобожденного от должности директора Госнаркоконтроля Виктора Черкесова. К тому времени мизерный аппарат агентства был практически лишен поля деятельности. И даже своих кабинетов у немногочисленных работников не было, ютились на чужих территориях.
Самое главное, «Рособоронпоставке» оказалось не под силу преодолеть сопротивление сложившейся системы. Заказывающие управления Министерства обороны РФ, каковых порядка 50 штук, выторговали в виде исключения право самостоятельно заказывать бронетехнику, автомобили, самолеты, корабли. На долю агентства осталось фактически только стрелковое вооружение, которого и так на складах полно.
Военные вовсе не горели желанием отдавать свои бюджетные миллиарды в руки каких-то гражданских. В конце концов, кто лучше специалистов знает, какие тактико-технические характеристики следует отразить в контракте? И если десятилетиями прекрасно обходились без посредника, значит, он не нужен. Это безотносительно дружеских связей с директорами, поставщиками комплектующих, КБ и финансовыми структурами.
«Рособоронпоставка» оказалась лишней на этом празднике военно-промышленной дружбы. Никаких рычагов воздействия на ситуацию г-н Черкесов не получил. Проверка Счетной палаты показала, что в 2009 году Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств за первые полгода освоило лишь 0,12% годового плана расходов. Это означает, что к работе оно так и не приступило. Да и не могло приступить в сложившихся условиях.
В функции «Рособоронпоставки» входила борьба с завышением цен, низким качеством и задержками поставок вооружения – всем тем, на что так любят жаловаться генералы Минобороны. А главное, агентство должно было противостоять сговору заказчика – этих же генералов и исполнителей – директоров оборонных предприятий, в основе которого лежат многомиллионные «откаты». Однако сложившаяся система, поддержанная, похоже, на самом высоком уровне, оказалась сильней. И вот на днях контролирующее агентство передали в подчинение контролируемым. Не исключено, что гособоронзаказ 2010 года в объеме 1,17 трлн. руб. будет освоен так же, как в прошлом году: при минимуме поставок – максимум затрат.
Президент Фонда поддержки военной реформы генерал-майор в отставке Павел Золотарёв считает, что от ведомственной перестановки ничего не изменится. «Главными остаются задачи, поставленные еще президентом Борисом Ельциным в 1992 году в указе о переходе к Федеральной контрактной системе, как в развитых странах, – сказал генерал-майор Золотарёв корреспонденту «НВО». – Но так эта система и не заработала. То был хаос 90-х, то период попыток восстановить «ручное» командно-административное управление. По своей сути система оказалась выхолощена. Отсюда и все эти полузакрытые аукционы».
По мнению Павла Золотарёва, требуется пакет из десятков законов, чтобы Федеральная контрактная система начала действовать, а вместе с ней и агентство по поставкам вооружения. К сожалению, уже сложился определенный слой, который привык работать в «мутной воде». «Так что ничего из этой перестановки не получится», – сказал в заключение Павел Золотарёв.
Действительно, «Рособоронпоставка» – это единичное звено общей системы государственных закупок. Но система эта не существует. Она лишь имитируется с помощью суррогатных элементов. Таких, например, как аукционы, конкурсы и электронные торги. От махинаций они бюджет не защитили. И Федеральное агентство по поставкам вооружения, если и начнет работать под эгидой Минобороны, вряд ли повлияет на сложившуюся ситуацию.