В созванном президентом США Бараком Обамой в Вашингтоне саммите по ядерной безопасности участвуют лидеры 47 стран. Это самое солидное по представительству мероприятие со времени Сан-Францисской конференции 1945 года, занимавшейся созданием ООН.
Название форума не совсем отражает его программу. Как заранее оповестил приглашенных Обама, он намерен использовать встречу, чтобы добиться принятия конкретной программы сбора находящихся в различных странах без должного контроля ядерных материалов, которые иначе могут попасть в руки террористов. Программа рассчитана, как Обама объявлял ранее, на четыре года.
В виде дополнительного обоснования необходимости сбора расщепляющихся веществ и передачи их под контроль официальным членам ядерного клуба Обама объявил накануне саммита, что опасность попадания этих материалов в руки террористов является «самой серьезной угрозой безопасности Соединенных Штатов». И, видимо, имелась в виду безопасность всего остального мира.
В Белом доме считают, что проведение форума обеспечит понимание важности данной задачи во всем мире и позволит принять программу установления контроля над ядерными материалами. Можно ожидать, что так это и случится. Тем более что проект самого решения уже подготовлен и намечены пути его финансирования. Успеху саммита содействует и тот факт, что менее чем за неделю до его проведения между крупнейшими ядерными державами – Россией и США – был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений.
Но вот парадокс: для того чтобы обеспечить продвижение на одном направлении, приходится отступать на другом. Буквально накануне прибытия в Вашингтон иностранных лидеров Обама объявил о выделении крупных средств на модернизацию американского стратегического арсенала. Мотив этого решения понятен: любой ценой добиться ратификации Сенатом Договора СНВ и финансирования закона Лугара–Нанна, по которому выделяются средства на обеспечение безопасности хранения и уничтожение расщепляющихся веществ.
Зарубежные СМИ и экспертное сообщество обращают также внимание на то, что суженная повестка дня нынешнего саммита обходит собственно острую тему ядерного распространения. На него не приглашены Иран и КНДР, отказался приехать премьер-министр Израиля (направивший, правда, вместо себя заместителя премьера). Оказывается, повестка саммита специально заужена, чтобы избежать острых конфликтных ситуаций. Речь идет не только о проблемах, скажем, ядерных программ Ирана и КНДР, но и о выявившихся в последнее время признаках усиления ядерной гонки в Южной Азии. На это обращает внимание New York Times. По утверждению газеты, Белый дом закрывает глаза на новую опасность: пуск в строй в Пакистане новых объектов по производству оружейных ядерных материалов и расширение возможности наращивания ядерных вооружений Индией.
Нельзя исключать, что по ряду направлений ядерной угрозы пройдут консультации участников саммита. Но, как говорится, «на полях» форума.
Все это – свидетельства крайней серьезности проблемы ядерного распространения и трудностей ее решения. Главные дискуссии по этой теме еще впереди: на заседаниях Совета Безопасности ООН, на которых будут обсуждаться шаги в отношении Ирана, и на Конференции ООН по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Конференция даст повод для объяснений между разными группами участников Договора – членами официального ядерного клуба, неофициальными ядерными державами и другими странами. Можно ожидать, что это объяснение будет крайне острым.