Литература во все времена была сферой занятости с высоким социальным риском. Кроме советского периода, когда статус писателя был необыкновенно и несправедливо высок.
Сегодня по инерции продолжаются кампании по втягиванию молодежи в эту сферу деятельности.
Но молодому человеку, отведавшему наркотик сочинительства, попавшему на эту ярмарку тщеславия, увидевшему свое имя на обложке скороспелой книги, потом уже сложно заниматься чем-либо другим. В этом смысле литература сродни наркомании.
В итоге мы получаем фрустрированных неудачников, поломанные судьбы, социальную неудовлетворенность, депрессию. Литература не кормит. В лучшем случае дает опохмелиться. Но в долг. А потом требует вернуть его в тройном размере. Уничтожает печень, разрушает мозг и убивает совесть. Не случайно во все времена несостоявшиеся литераторы активно пополняли число диссидентов и инсургентов.
А что дальше?
Не зря эксперты опасаются, что с переходом на цифровые носители на рынок хлынет еще больше текстов, которые сегодня на уровне издательства отсекаются как непригодные. В результате усугубится кризис перепроизводства. Это еще сильнее девальвирует ценность книги и окончательно подорвет статус писателя.
Так, генеральный директор издательства «Эксмо» Олег Новиков утверждает: «Профессии автор, редактор – одни из ключевых на сегодняшний день – могут сильно измениться в течение ближайших лет. Писателю может стать просто невыгодно создавать литературный контент, и причиной этому станет пиратство: если в сфере бумажного книгоиздательства вопрос с пиратами решен полностью, то здесь решить его будет значительно тяжелее – примером может служить сфера аудио- и видеоконтента. Профессия редактора в его привычном амплуа – помощь писателям, повышение качества контента – также может уйти; к сожалению, тенденция к размыванию этой функции наблюдается уже в течение двух последних десятилетий» («Книжное обозрение», № 2, 2010).
Никто не будет покупать книги, все будут скачивать.
Раньше, в советское время, напечататься было для любого литератора значительным событием, потому что он проходил большой, сложный и мучительный процесс: длительная редактура, изнурительная цензура, волокита, многолетние «очереди».
Сегодня, чтобы стать писателем, достаточно выйти в Интернет.
И в будущем этот процесс будет еще проще. В такой ситуации невозможно отличить младописателя X от заслуженного писателя Y, потому что у любого самого слабого текста все равно найдется читатель и даже восторженный читатель.
Соответственно тиражи будут становиться все меньше (за исключением поп-литературы), а количество наименований книг – все больше. Гонорары будут асимптотически стремиться к нулю.
Зато доступность книги многократно вырастет, появится возможность ознакомиться с большим ассортиментом книг практически за бесценок.
Казалось бы, читатели выиграют, писатели проиграют.
Но читатели тоже проиграют.
Отмирание системы отсева приведет к тому, что он будет видеть тысячи книг, но не сможет найти среди них те немногие, которые можно прочитать без стыда и отвращения.