В понедельник в интервью Первому каналу глава Минфина впервые заявил, что ошибался в оценках глубины и последствий нынешнего кризиса. Признание ошибок прозвучало скороговоркой и было сделано только под напором улик: цитат самого Кудрина о российской «тихой гавани», о надежности отечественной экономики, способной защитить «простых россиян», которые вообще не почувствуют кризиса. Тем не менее это признание ошибок из уст министра – дорогого стоит. Сегодня чиновники федерального и регионального уровней, как правило, вообще не допускают подобных признаний.
Восемь тучных лет сделали власть высокомерной и безответственной, лишив ее способности критически осмысливать последствия собственных действий. И даже полтора года глубокого кризиса не сформировали предохранительных механизмов. Похоже, единственной линией обратной связи для чиновников остались массовые протесты граждан или угроза таковых.
Некоторые чиновники в Кремле и Белом доме не лишились инстинкта самосохранения. Но их коллеги на всех этажах власти как будто специально провоцируют граждан, вызывая их недовольство и протест. При этом раздражающие действия властей, как правило, не являются жизненно необходимыми и сколько-нибудь экономически обоснованными. Типичные примеры – история с отменой повышения транспортного налога или с отменой кратного повышения стоимости проезда в пригородных электричках.
Изначально повышение транспортного налога или цены билета на электричку мотивировалось необходимостью компенсировать затраты или заткнуть бюджетную дыру. Однако, видя протесты населения, государство моментально отказалось от повышения налогов и цен, быстро найдя другие источники доходов. Таким образом, чиновники нанесли сами себе трехкратный и ничем не оправданный ущерб. Сначала власть провоцирует негативное к себе отношение, объявляя о сомнительных налоговых и тарифных новациях. В ответ часть граждан делает над собой усилие и надолго переходит в протестную оппозицию. Кто-то впервые за 20 лет выходит на митинг. Кто-то окончательно исключает для себя возможность оплаты проезда. Кто-то вообще вступает в экономическую войну с властями и действует по принципу – «сколько у государства не воруй, своего не вернешь». И, наконец, последнюю порцию ущерба от своих бессмысленных действий власть получает тогда, когда отказывается от объявленного повышения налогов и тарифов. Тем самым чиновники фактически заявляют гражданам: ваши протесты были абсолютно правильными и в будущем нужно сразу выходить на митинги, а не верить нашим объяснениям, что повышение налогов или цен вызвано хоть какой-то необходимостью.
Экономическая нелояльность граждан дорого обходится государству. Если почти половина пассажиров электричек, трамваев, автобусов и троллейбусов уже не платит за проезд, то повышение цен на билеты становится бессмысленным. Если около 40% работающих в стране получают часть своего заработка в конвертах, то повышение налогов может только сократить поступления в бюджет. В конце 90-х власти выяснили, что граждане не хотят платить высокие налоги и даже затраты на сбор прогрессивного налога с зарплат не окупаются. Тогда было решено заключить экономический мир, то есть ввести 13-процентный налог, который в принципе согласны были платить большинство граждан. Эта мера оказалась полезной и для казны, и для населения, которое перестало ощущать себя в собственной стране партизанами.
Готовы ли нынешние власти осознать – по примеру Кудрина – свои ошибки и заключить экономический мир с собственным населением? Хотя бы с автовладельцами, пассажирами электричек, трамваев и автобусов? Ответ пока не очевиден.