Смета финансирования проектов модернизации экономики вызывает серьезные сомнения в их эффективности. На пять главных направлений модернизации, о которых постоянно говорит президент Дмитрий Медведев, в 2010 году государство потратит всего около шести сотых процента от расходной части федерального бюджета. Именно такую смету для проектов президентской комиссии по модернизации экономики утвердило правительство в январе на 2010 год.
При этом ключевые направления, на которые развитые государства тратят миллиарды долларов, в России получают лишь чисто символическое финансирование. Так, президентский проект информатизации медицины, здравоохранения и социального обеспечения получит в этом году всего около 5 млн. долл. – то есть в размере одного рубля в год на каждого жителя страны. Понятно, что модернизация медицины и здравоохранения за один рубль практически невозможна и ее следы можно будет потом обнаружить лишь в министерских отчетах. Между тем введение электронных рецептов и электронных медицинских карт обещает не только резко сократить неоправданные потери в системе здравоохранения, но и создать среду для инноваций и качественного развития. Не случайно почти все развитые и развивающиеся страны заявили о собственных национальных проектах информатизации здравоохранения. Так, в Иордании модернизацию здравоохранения патронирует глава государства. Жители ЮАР или Саудовской Аравии уже сегодня пользуются благами медицинской информатизации. Пообещал перевести все истории болезни в электронный вид и президент США Барак Обама. По его словам, «это сократит расходы, исключит бюрократизм и снизит потребности в повторном прохождении дорогостоящих анализов». Обама уверен, что переход на цифровые носители не только сэкономит миллиарды долларов и позволит сохранить тысячи рабочих мест, но и сбережет жизни пациентов, уменьшит число врачебных ошибок, которые «смертельно опасны, но пронизали всю американскую систему здравоохранения». Стоимость перехода на электронные карты в США оценивают от 75 до 100 млрд. долл. Однако ежегодная экономия может в несколько раз превысить эти затраты.
Говорит о переходе к ведению истории болезни в электронном виде и Дмитрий Медведев. Однако в реальности на информатизацию здравоохранения правительство выделяет всего 5 млн. долл.
Для сравнения: чисто научный проект развития суперкомпьютеров и параллельной обработки данных международных физических экспериментов (так называемых грид-технологий) получает в восемь раз больше средств, чем вся информатизация медицины, здравоохранения и социальной сферы. Даже на реанимацию проекта ядерного космического двигателя, который появился в СССР более 40 лет назад, правительство выделяет в три раза больше денег. Между тем связь грид-технологий или ядерного двигателя с процессом модернизации экономики, мягко говоря, неочевидна. Скорее приоритетное распределение и без того крайне скромного «бюджета модернизации» больше отражает возможности лоббистов «Росатома» и Курчатовского научного центра.
«Модернизация экономики, о которой я заявил в прошлом году, и тот курс, который мы сейчас реализуем, должны приводить не к уменьшению количества рабочих мест, а к созданию новых рабочих мест в высокотехнологичных производствах», – заявил в понедельник Дмитрий Медведев. Интересно, знают ли консультанты президента, сколько именно рабочих мест в сфере информатизации здравоохранения можно создать за один рубль в год?