В эти дни эксперимент по религиозному обучению в государственных школах 19 регионов России начитает приобретать более или менее четкие очертания. С перерывом в один день были обнародованы результаты деятельности в этом направлении как чиновников, так и РПЦ. В Минобрнауки утверждена структура комплексного четырехкомпонентного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и представлена вниманию публики примерная программа курса для четвертых и пятых классов, а редколлегия под руководством протодиакона Андрея Кураева готова представить не только текст, но и макет учебника по одному из компонентов – «Основы православной культуры». Многих эта оперативность удивила. Еще летом казалось, что работы непочатый край и эксперимент придется отложить. Но министерские специалисты и православные авторы в содружестве с учеными из РАО продемонстрировали стремление выполнить задачу в срок.
Однако, воплощаясь в реальность, эксперимент продолжает вызывать не менее противоречивую реакцию, чем на стадии общей идеи, и даже становится причиной новых конфликтов и споров. Так, вопреки предположениям РПЦ, уже в двух из 19 экспериментальных регионов известны случаи, когда учащиеся выбрали вовсе не православный курс, а изучение светской этики. Власти Ставрополья сообщили, что большинство учащихся области выбрали светский предмет. Другой случай – в одной из гимназий Чебоксар – стал известен благодаря скандалу. Бывший викарный епископ Чебоксарской епархии, ныне епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий (Антонов) уверяет, что выбор в пользу светской этики местными школьниками был сделан под давлением директора гимназии. Любопытное обвинение, ведь намного чаще мы слышим от представителей Церкви, что педагогическое сообщество в стране горячо выступает за православную духовность в школе!
Это, как говорится, первые ласточки. Остается предполагать, какие недоразумения могут возникнуть, если большинство учащихся школ, участвующих в эксперименте, выберут все же светскую этику и окажется, что Минобрнауки, разделяя предположения РПЦ в пользу православного курса, к этому не готово. Пока что мы ничего не слышали о том, на какой стадии подготовки находится учебник по светской этике. Судя по программе курса, задача его написания – едва ли не самая сложная ввиду универсальности рассматриваемых в нем понятий и явлений.
Но и с православным учебником не все однозначно. Казалось бы, мы наблюдаем триумф Церкви в лице протодиакона Кураева. Но не все в РПЦ разделяют это торжество религиозно-педагогической мысли. В те же дни глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин косвенно выразил недовольство экспериментом, старт которому был дан во многом благодаря авторитету Патриарха Кирилла. Протоиерей Чаплин мечтает о православном образовании «от детского сада до пенсии». Получается, что и в самой Церкви, ныне торжествующей победу над конституционным принципом светскости государства, нет единства, а есть плохо скрываемое соперничество харизматичных и амбициозных личностей.
Кстати, об Основном законе. Все эти новости вокруг религиозного образования пришли как раз накануне празднования Дня Конституции 12 декабря. Многие в свое время ругали Конституцию 1993 года за форсированную подготовку к референдуму, на котором она была принята, но и латентные поправки к ней в области сближения государства и религии отмечены тем же стремлением поторопить события. Результаты поспешности уже дают о себе знать. Начало педагогического эксперимента было положено президентом Дмитрием Медведевым в присутствии наиболее авторитетных религиозных лидеров страны, чтобы добиться гражданского согласия. Однако есть опасения, что по мере того, как эксперимент будет воплощаться в жизнь, он все меньше будет способствовать гражданскому согласию в стране и балансу различных позиций граждан по вопросу взаимоотношений Церкви и общества.