Завтра День народного единства. Теперь уже все знают, что это возрождение праздника, учрежденного Алексеем Михайловичем в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь освобождения Москвы от поляков. А вот что такое есть народное единство – до того, кажется, дела всем мало. Какое уж тут народное единство, если власть то и дело устраивает мастер-классы по любимой своей специальности «Разделяй и властвуй»?
В Питере, например, сейчас среди интеллигентских или считающих себя таковыми кругов чувствуешь себя как в окопе. Еще не построенный «Охта центр» разбомбил все пути на подступах к единству. Тема газпромовской уродины в силу очевидной неуместности последней вызвала не дискуссии, не споры, но самые настоящие бои без правил. «Охта центр» четко поделил всех мало-мальски заметных питерских людей на привечаемых и опальных, обеспечив тем самым безбедное существование одним и лишив поддержки других. Народное единство города на Неве не выдержало испытания 400-метровой кукурузой. Заметим, что речь идет об архитектурном, читай – культурном (прости господи!), объекте, априори призванном украшать город. А если искусство служит ненависти и нетерпимости, какой в нем смысл? Какое единство, какое примирение и согласие? Перекусали друг друга до крови. И неудивительно: слишком много оказалось народных любимцев – актеров, певцов, – решивших застолбить место у властной кормушки, пусть и за счет изуродования любимого города. Их народное единство с властью выльется в красочный хоровод вокруг газоскреба.
Можно возразить: интеллигенция сама виновата, не умеет, дескать, мирно существовать внутри самой себя, по любому поводу строит баррикады и колется на воинствующие группировки. Но думается, что властные рычаги, работающие на программу «Разделяй и властвуй», спроэктированы и сооружены настоящими профессионалами. Если интеллигенция разобщена – за остальных можно не беспокоиться. Трудно представить, из какого материала должна быть сделана культурная прослойка, чтобы противостоять работе этого рычага.
Невозможно даже в абсурдном сне вообразить ситуацию, в которой Германия начинает обсуждать личность Гитлера. Устраивать голосование на тему «Кто такой Гитлер? а) выдающийся полководец, б) эффективный менеджер, в) тиран и преступник» – не придет ни в одну немецкую голову. По крайней мере в ближайшие век-другой – точно. Однако порассуждать на тему «Кто такой Сталин?» на нашем телевидении – пожалуйста. Подобные голосования на федеральном канале в прайм-тайм – безоговорочная провокация, направленная на смазку и без того бесперебойно работающего агрегата под названием «Разделяй и властвуй». Люди должны ссориться и кусаться. Тогда они будут как пауки в банке, и до жизни вне этой банки им особого дела не будет.
Есть вещи, которые делать неприлично – в глобальном, социальном смысле. Неприлично устраивать обсуждение личности Сталина: «Да, он убивал, но┘» Это «но» само по себе давно неприлично. Неприлично кинематографистам рвать друг у друга власть, пользуясь принципом «Разделяй и властвуй» и оправдываясь собственным придуманным мессианством. То, что неприлично в общественном смысле, но обществом с подачи власти и СМИ практикуется, всегда работает на конфронтацию в обществе, его дробление и в конечном счете – загнивание.