Украинско-российская война заявлений завершилась так же неожиданно, как и началась. Последнее слово в ней осталось за президентом РФ. В субботу в Сочи на совместной пресс-конференции по итогам визита канцлера Германии Ангелы Меркель Дмитрий Медведев дал ответ на вопрос, заданный одним из журналистов, но волнующий всех: удовлетворен ли российский президент ответом украинского коллеги на свое послание? Медведев еще раз повторил: «За годы, когда работает действующая администрация, отношения между Россией и Украиной радикально ухудшились... Я не вижу сейчас перспектив восстановления нормальных отношений при действующих руководителях». Так процитировала президента пресс-служба Кремля. Его ответ еще раз подтвердил предположения, высказанные ранее «НГ»: московская ремарка связана с предстоящими в январе в Украине президентскими выборами и расчетом на то, что сменщик Виктора Ющенко станет проводить внешнюю политику с учетом требований Кремля.
Между тем вся история российско-украинских отношений показывает: президенты Украины, когда получают власть, тут же забывают об интересах России и руководствуются только собственными национальными интересами. Наглядный пример – Леонид Кучма, который шел на выборы с пророссийскими лозунгами и обещанием сделать русский язык вторым государственным. А после победы от обещаний отказался. Если в Кремле сегодня надеются, что Виктор Янукович, Юлия Тимошенко или любой другой политик, победив на выборах, будет помнить о том, что Черноморский флот надо оставить в Крыму после 2017 года, газотранспортную систему – передать под контроль «Газпрому» и вернуть русский язык на позиции 90-х годов прошлого века, то это ошибка. Кто бы ни пришел к власти в Киеве, внешнеполитический курс его останется без изменений – Украина будет стремиться в ЕС и, что бы ни говорили сегодня некоторые украинские политики, в НАТО. Такова особенность украинских национальных маневров в постсоветское время. Лучшее, что при этом может сделать Москва, – это согласиться с правом Киева отстаивать самостоятельность принятия решений.
То есть сделать то, о чем говорит Юлия Тимошенко, комментируя послание Дмитрия Медведева действующему президенту Украины. Напомним, премьер Украины заявила: «Украина самостоятельно, без внешнего вмешательства, будет определять свою внешнюю и внутреннюю политику, в том числе и в гуманитарной сфере. Мы самостоятельно будем изучать собственное прошлое, самостоятельно наведем порядок в настоящем, самостоятельно будем строить собственное будущее».
На той же позиции стоят и в других странах СНГ, даже в тех, которые сегодня ввиду ряда причин не высказывают своего мнения по поводу разногласий Киева и Москвы. В связи с этим интересно следующее: в октябре в Кишиневе должен пройти саммит глав государств СНГ. Главный вопрос, который на нем будет обсужден, – празднование 65-й годовщины Победы в будущем году. Предлагается даже объявить 2010 год на пространстве СНГ Годом ветеранов Великой Отечественной войны. Об этом сообщил Дмитрий Медведев. Он отметил, что Россия предлагает провести будущий год под девизом: «Мы победили вместе!» Учитывая нестабильность отношений внутри СНГ – в частности, помимо Украины между Россией и Белоруссией, Узбекистаном, Таджикистаном, возможные изменения на линии Москва–Кишинев, связанные с трансформацией молдавской власти, – можно предположить, что память о Великой Отечественной войне останется единственной темой, которая действительно объединяет народы стран Содружества. Такая перспектива может стать реальностью, если Москва не пересмотрит принципы принуждения, на которых в последнее время строит диалог с приоритетными партнерами, – принципы принуждения к взаимопониманию. Это же невозможно без изменения качества анализа и перспективного планирования на дипломатическом направлении.