В конце прошлой недели, 3 июля, в пятницу, Парламентская Ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию «Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке». Едва это произошло, как отечественный радио- и телеэфир стал полниться негодующими комментариями, суть которых сводилась к одному: равная ответственность за развязывание Второй мировой войны возлагается на Советский Союз и Третий рейх, а это не что иное, как кощунство, надругательство над памятью миллионов граждан СССР, отдавших жизнь в борьбе с гитлеровской агрессией, в сокрушении нацистской Германии.
Что ж, слов нет: подобная трактовка событий 70-летней давности у абсолютного большинства россиян вызывает не просто неприятие – возмущение. Но дело в том, что если кто-нибудь из них внимательно ознакомится с содержанием резолюции (а она невелика по объему – всего-навсего полторы страницы печатного текста), то, к своему удивлению, не найдет в ней столь тяжкого обвинения в адрес распавшейся в декабре 1991 года сверхдержавы, наследницей и преемницей которой объявила себя Российская Федерация.
И действительно, было бы странно, почему это вдруг документ ПА ОБСЕ получил одобрение, например, представителей Великобритании и Франции. Они ведь наверняка люди образованные и не могут не знать, кто на протяжении второй половины 1930-х годов не обращал ни малейшего внимания на возрождение германской военной мощи и фактически способствовал воплощению в жизнь захватнических планов Гитлера. Появись в резолюции Парламентской Ассамблеи прямое указание на Советский Союз как на одного из двух главных виновников всемирной бойни, длившейся на протяжении шести лет, и Лондону, Парижу (а также кое-кому еще) тут же припомнят согласие на воссоздание в Германии вопреки статьям Версальского договора 1919 года, армии, состоящей из многих десятков дивизий, боевой авиации, военно-морского флота; отсутствие должной реакции на ввод немецких войск в демилитаризованную Рейнскую область, на поглощение Третьим рейхом Австрии.
Наконец, на стол будет брошен главный козырь – Мюнхенский договор 1938 года. После подписания которого тогдашними руководителями Великобритании, Франции, Германии и Италии у Чехословакии была отторгнута и присоединена к гитлеровской империи Судетская область.
Так что никаких прямых обвинений Советского Союза в развязывании Второй мировой войны в резолюции ПА ОБСЕ нет. А что же в ней есть? Содержит ли она что-либо такое, что бросает тень на внутреннюю и внешнюю политику Советского Союза во второй половине 1930-х – начале 1940-х годов?
Бесспорно. Во-первых, в документе ставятся на одну доску нацизм и сталинизм как «два мощных тоталитарных режима┘ которые несли с собой геноцид, нарушения прав и свобод человека, военные преступления и преступления против человечества». Во-вторых, резолюция напоминает «об инициативе Европейского парламента объявить 23 августа, то есть день подписания┘ пакта «Риббентроп–Молотов», общеевропейским днем памяти жертв сталинизма и нацизма во имя сохранения памяти о жертвах массовых депортаций и казней».
Не будем сейчас разбирать, правы или не правы те, кто придумал или поддержал данные пункты документа Парламентской Ассамблеи, что кроется за ними, какую цель преследовали инициаторы и участники разработки ПА ОБСЕ. Это – темы для отдельного большого разговора. (Впрочем, можно констатировать: выразив «глубокую обеспокоенность по поводу восхваления тоталитарных режимов, включая проведение публичных демонстраций в ознаменование нацистского и сталинского прошлого», они, по сути, явно поощрили, например, действия властей трех прибалтийских республик, запрещающих отмечать все советские праздники, выставлять напоказ любую советскую символику, не исключая ношение государственных наград СССР. Хотя награды нацистской Германии, судя по всему, такому остракизму не подвергаются.)
Речь о другом. О поспешности заявлений ряда официальных лиц РФ и прокремлевских СМИ. Вот уж воистину ударили в колокола, не заглянув в святцы. В результате, как справедливо отметил в интервью «Независимой газете» кандидат политических наук Артем Мальгин, в трактовках документа ПА ОБСЕ иные моменты звучат сильнее, чем в его тексте. Но прочтет этот текст российский гражданин и пожмет плечами: какие обвинения в развязывании войны, где они? И перестанет верить на слово и уважаемым людям, и средствам массовой информации, призванным пропагандировать и отстаивать замыслы и дела руководителей Российской Федерации.
Любая, даже малая неточность, любая, даже малая натяжка – они ведь, как и самая маленькая ложь, тоже рождают большое недоверие.