На днях президент Дмитрий Медведев начал кампанию по энергосбережению. В целях повышения энергоэффективности отечественной экономики в стране могут быть запрещены обычные лампочки накаливания, на замену которым придут энергосберегающие лампы дневного света. По словам оперативно отреагировавшей на призыв президента главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, уже с 2011 года может быть запрещена продажа ламп мощностью свыше 100 ватт. Попытки властей повысить энергоэффективность не могут не радовать. Вот только выглядят они пока очень неуклюжими, начатыми не с того конца.
По расчетам европейских специалистов по энергоэффективным технологиям, в общей структуре энергопотребления жилищно-коммунального сектора в Евросоюзе на долю освещения приходится всего 8% энергозатрат. Более половины энергозатрат приходится на обогрев зданий. Надо думать, что примерно такая же или близкая к ней структура энергозатрат и в ЖКХ России. В таких условиях логичнее начинать экономить не на освещении, а изыскивать резервы в отоплении зданий и подаче в них горячей воды. Общепризнанно, что потери тепла в коммунальных сетях только из-за дырявых труб могут достигать 40%. А ведь есть еще проблема неутепленных окон и стен зданий, банальных сквозняков в подъездах.
Евросоюз и США также собираются запретить лампы накаливания, соответственно с 2012 и 2014 годов, то есть, возможно, даже позже, чем Россия. Но там эта кампания начата вслед за ужесточением строительных норм по теплоизоляции зданий. В Дании, например, за последние десять лет эти нормы ужесточены с условного сжигания для обогрева зданий 10–12 литров нефти на один квадратный метр в год до 4–5 литров. Там есть целые районы, которые отапливаются за счет сжигания не мазута, газа и угля, как принято у нас, а бытового мусора. Запрет ламп накаливания лишь дополняет более масштабные источники экономии. У нас же это пока единственный признанный властями источник. Ужесточать строительные СНИПы в вопросах сбережения тепла, стимулировать замену дырявых труб или внедрение новых технологий извлечения энергии у нас государство не спешит.
Ограниченность практических мер энергосбережения в России лампами накаливания создает впечатление, что в реальности власти пытаются экономить не столько энергию, сколько свои собственные силы. Добиться запрета ламп накаливания государству ничего не стоит, платежеспособное население, по признанию продавцов ламп, и так охотно меняет за свой счет лампы накаливания на энергосберегающие. В то же время другие энергосберегающие мероприятия требуют со стороны государства серьезных финансовых и административных усилий.
Против ужесточения СНИПов наверняка выступит строительное лобби, привыкшее штамповать панельные и блочные дома и продавать их в несколько раз дороже себестоимости. Для стройкомпаний внедрение новых технологий – это лишние затраты, не сулящие дополнительной прибыли. Замена дырявых труб и внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий требуют многомиллиардных вложений, на которые государство не могло раскошелиться и в лучшие, докризисные времена.
Значительно большие, чем в ЖКХ, резервы для энергоэкономии – в промышленности. Россия занимает первое место в мире по сжиганию в факелах образующегося при добыче нефти попутного газа. Ежегодно, только по официальным данным, бесцельно сжигается до 20 млрд. куб. м попутного газа. Не меньшие проблемы с внедрением энергосберегающих технологий в металлургии и других отраслях. Пока дальше общих слов о необходимости экономить энергию в этих сферах власти не идут. Остается надеяться, что запрет лампочек накаливания разогреет у них аппетит к поиску более масштабных источников экономии энергии, тем более что тут не нужно заново изобретать велосипед.