Накануне 68-й годовщины нападения фашистской Германии на Советский Союз в российских СМИ началась дискуссия о значении Великой Отечественной войны с точки зрения Русской православной церкви (РПЦ). Поводом послужили высказывания Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что война была Божьей карой за преступления большевиков против Церкви.
В первый раз Патриарх высказал мысль о том, что война была наказанием за богоотступничество народа еще 6 мая, накануне Дня Победы. Господь, по словам главы РПЦ, «принял эту жертву искупления и не допустил погибели страны». Спустя месяц, 3 июня, Патриарх вернулся к этой теме. «У каждого есть право на свое собственное толкование истории, и ученые объясняют ее по-своему, – заявил Кирилл I. – У Церкви есть право духовно прозревать исторические пути народа. (...) Война была наказанием за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью. Если бы вместо страшного наказания наступило материальное процветание и победа идеологии, тогда каждый здравомыслящий человек спросил бы: а где суд Божий? Наказание Божие – это не проявление некоего деспотизма и жестокости, (...) это явление Божественной справедливости, без которой не может быть бытия мира».
Православные верующие вольны по-своему интерпретировать исторические события. Однако в чем, собственно заключается здесь «духовное прозрение»? По сути дела, перед нами утверждение о том, что Гитлер, напавший на безбожный Советский Союз, был орудием справедливого возмездия в руках Господа. Очень спорное, если не сказать – скандальное высказывание. Как отнесутся ветераны Великой Отечественной войны к заявлению о том, что они боролись против орудия Божественной справедливости?
В свете начавшейся кампании по борьбе с фальсификацией истории заявления Патриарха Кирилла приобретают особое звучание. Ведь вплоть до настоящего времени РПЦ никогда не заявляла о том, что война была наказанием Божьим. Патриарх Сергий призывал верующих и неверующих бойцов Красной армии и флота сплотиться против агрессора, а вовсе не падать на колени и каяться в грехах. Его преемники Алексий I и Пимен I подчеркивали подвиг советского народа в борьбе с гитлеровцами, а не прозревали в них карающую божественную десницу. Зачем же сегодня понадобилось искать какую-то мистическую подоплеку в ходе исторических событий? Зачем вообще нужно создавать новые мифы наподобие тех, что и так распространены среди верующих – о покаянии Сталина и обращении его к Богу, об облете вокруг Москвы в 1941 году самолета с иконой Казанской Божией Матери на борту, благодаря чему город не был взят, или о проклятии могилы Тамерлана, из-за которого якобы началась война? Подобные легенды только принижают настоящий подвиг тех, кто защитил страну от фашистских захватчиков.
Патриарх Кирилл не первый, кто выступает с подобными заявлениями. Например, в январе с.г., когда отмечалась 65-я годовщина снятия блокады Ленинграда, клирик Санкт-Петербургской епархии Алексий Успенский назвал блокаду наказанием Божьим за революцию 1917 года. С тем же успехом можно утверждать, что восстание Пугачева было карой за секуляризацию церковного имущества при Екатерине II, а вторжение Наполеона в 1812 году – наказанием за либеральные поползновения Александра I.
Является ли это фальсификацией истории? К сожалению, нет. Подделку легко изобличить, указав на реальные факты. Здесь же история лишь интерпретируется в соответствии с политической конъюнктурой. Концепция, согласно которой Великая Отечественная война была наказанием за вероотступничество, вообще не фальсифицируема. Волей Божьей можно объяснить все без исключения исторические события, и нельзя указать на факты, которые бы этому противоречили. Для одних это всегда будет вопросом их веры, для других – всего лишь очередной исторической спекуляцией.