Как уже сообщила «НГ», кремлевская администрация начала работу над вторым посланием президента, с которым Дмитрий Медведев выступит осенью. Известно, что он разовьет реформаторские идеи, которые были заложены в первом. В нем же одним из приоритетов внешней политики России было названо СНГ. Упор на это – ближнее направление МИД РФ – делался и ранее: Медведев только усилил акцент, который обозначил в бытность президентом Владимир Путин. В минувшем году по инициативе Путина уже в качестве главы правительства было создано Федеральное агентство по делам СНГ, вскоре указом Дмитрия Медведева переименованное в Агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, по международному гуманитарному сотрудничеству. Первоначально предполагалось, что эта структура станет аналогом американского USAID и будет продвигать российское влияние на постсоветском пространстве. В Кремле по этому поводу замечали, что «время угроз прошло» и сейчас у России «есть все ресурсы, чтобы расширять влияние в Содружестве мирными методами». Об этом Дмитрий Медведев проинформировал российских послов на традиционном годовом совещании. А совсем недавно, в мае, президент во время встречи с главой агентства Фаридом Мухаметшиным выразил удовлетворение работой ведомства. Между тем оно не стало тем, чем задумывалось, и, естественно, не превратилось в инструмент политического влияния Москвы.
Если честно, то американский опыт в переложении на российскую почву трансформировался в наш традиционный национальный продукт: много слов и почти никакого результата. Но дело даже не в агентстве, работа которого практически свелась к открытию в странах СНГ российских центров науки и культуры, а также к формированию квоты в российских вузах для студентов из стран Содружества. Кстати, эти квоты, если сравнить с опытом других стран, похожи на отписку. Например, в нынешнем году Россия выделила для Молдавии 300 мест в своих вузах, а Румыния – 5 тыс. Комментарии, как говорится, излишни. Но результаты деятельности агентства, отделения которого действуют более чем в 100 странах мира, а не только в СНГ (ведомству переданы структуры бывшего Зарубежцентра при МИД РФ), – не единственная иллюстрация того, что ближнее зарубежье на самом деле перестает быть для России приоритетом.
Достаточно отследить в динамике отношения Москвы с Киевом, а также Минском, и становится ясно: наше влияние в этих (казалось бы – самых близких) странах не только не усиливается, но почти сходит на нет. Да и с остальными партнерами по СНГ отношения сводятся к дебету-кредиту, оставаясь в сугубо прагматических рамках. Может быть, это следствие слишком долгого и непростого проживания в одной коммунальной квартире. Сегодня, получив собственную площадь, наши бывшие сожители не готовы к построению более тесных отношений с когда-то могущественным Центром. А может, сказывается и усталость, накопленная Россией. Но факт налицо – у нас не выстраиваются со странами СНГ те отношения, которые ранее представлялись программными и первостепенными. И это должно, на наш взгляд, найти отражение и объяснение в очередном послании президента. Потому что страны СНГ, теряя статус приоритетных, продолжают оставаться нашими близкими соседями, с которыми и жить надо по-доброму. Как это сделать, нам показывает Евросоюз, предложивший нашим партнерам из СНГ сначала программу добрососедства, а затем и «Европейского партнерства». И Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Армения и Грузия радостно к ним присоединились.