0
1268
Газета От редакции Интернет-версия

01.06.2009 00:00:00

АвтоВАЗ как наказание для всей страны

Тэги: ваз, глонасс, экономика, кризис, автопром


Июнь и июль, судя по заявлениям чиновников, должны стать переломными месяцами для отечественного автопрома. Именно в эти месяцы до очередной раз запутавшегося в проблемах АвтоВАЗа должна дойти господдержка в 25 млрд. руб. Возможно также, что и госбанки начнут выдавать ему обещанные под нажимом правительства кредиты на 90 млрд. руб. Кроме того, как заявил на днях глава Минпромторга Виктор Христенко, в июле наконец-таки атодиллеры распродадут иномарки, которые они ввезли в страну до повышения с 1 января пошлин на импорт автомобилей зарубежного производства. Это избавит родные «тазики» от нежелательных конкурентов.

Столь масштабная помощь, как заявил вице-премьер – министр финансов Алексей Кудрин, позволит АвтоВАЗу превратиться в течение трех лет в мировой бренд. Идут даже намеки, что скоро не будет разницы между «жигуленками» и «Рено», так как модернизацией займется известный концерн Renault. Вот только сильны ощущения, что мы уже когда-то нечто подобное с АвтоВАЗом проходили и пытаемся в очередной раз наступить на старые грабли.

Радужные перспективы АвтоВАЗу прочили еще лидеры СССР. В 1985-1986 годах Михаил Горбачев обещал, что через 10 лет предприятие станет «законодателем мод в мировом автомобилестроении». С развалом СССР и проникновением в страну иномарок цели несколько изменились.

В 1996–1997 годах тогдашний премьер Виктор Черномырдин, добиваясь реструктуризации задолженности завода на 800 млн. долл. и оказания предприятию госпомощи в совокупности на 15 трлн. тогдашних рублей, не менее уверенно заявлял, что предоставляемая АвтоВАЗу помощь не только закроет текущие потребности предприятия, но и будет способствовать развитию производства – АвтоВАЗ выпустит седан для чиновников и народный автомобиль для горожан и сельчан. Итогом тех затрат стал выпуск «десятки» и «Лады-Калины», которые к особым достижениям автопрома вряд ли можно отнести. Конкурировать с иномарками эти автомобили могут только в российских тепличных условиях, и то если государство постоянно повышает пошлины на иномарки, которые впервые были введены в 2003 году.

При этом сменивший Черномырдина на посту премьера Владимир Путин также постарался поддержать знаменитый завод. В 1999 году, заявляя о необходимости выделения ему 13 млрд. руб. из бюджета, он утверждал, что АвтоВАЗ в течение дух лет выпустит автомобиль на базе немецкого седана.

Обосновывая необходимость введения торговых барьеров на пути иномарок и выделение из госбюджета 17,5 млрд. руб. помощи АвтоВАЗу в 2002 году, тогдашний премьер Михаил Касьянов также говорил, что эти деньги позволят концерну в течение трех лет стать конкурентоспособным. В чем-то он не ошибся, экономический подъем обеспечил рост покупательной способности россиян, которые бросились скупать не только иномарки, но и «тазики». При этом АвтоВАЗ на время прекратил клянчить новые миллиарды у государства и даже нарастил выпуск автомобилей, но все равно его доля на российском рынке упала с 2003 по 2008 год с 63 до 24%.

Конечно, техника не стоит на месте, и сейчас вазовские модели далеко ушли от «Фиата» 1966 года выпуска. Однако вряд ли их можно считать современными по техническим характеристикам и качеству. Поддерживать автопром надо, но этот процесс не должен превращаться в консервацию технологической отсталости и экономической неэффективности. Между тем вектор развития АвтоВАЗа внушает опасения не только своим прошлым, но и перспективными наработками. Близкое к ВПК чиновничество все громче требует обязательного оснащения отечественных автомобилей системой ГЛОНАСС, которая уступает по качеству уже распространившейся по миру и России американской GPS, но при этом в несколько раз дороже стоит. Впрочем, если с чем она и выглядит гармонично, так это с «Ладами» да «Калинами».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1215
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1188
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
971
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
622

Другие новости