Недавние события в Кишиневе (некоторые европейские обозреватели окрестили их «твиттеровой революцией») обозначили новое измерение современной публичной политики. В роли инструмента этой политики постепенно утверждаются интернет-технологии. Организаторы акций протеста в Молдавии активно использовали электронную почту, сетевые блоги, социальные сети Facebook и Twitter. 10 апреля в российской блогосфере появилась информация о том, что сайту «Одноклассники.ру» пришлось временно ограничить доступ молдавских пользователей к этому ресурсу.
Важнейший, смыслообразующий элемент публичной политики – передача неких привлекательных сообщений заинтересованному адресату, будь то потенциальный избиратель или участник митинга. Каналом, по которому передаются сообщения, могут быть федеральные радиостанции или федеральное телевидение, от которых фактически отстранена, например, российская либеральная оппозиция. Таким каналом также может быть интернет, который власти крайне сложно контролировать.
Модернизация общества предполагает расширение доступа к глобальной сети. В конечном счете влияние интернета на общественное мнение должно увеличиваться – за счет ТВ. В «обществе интернета» стартовой площадкой для любого политика, желающего заявить о себе, станет современный сайт, посещаемая страница в социальной сети, блог с тысячей читателей, веб-конференция, умение вести веб-дискуссию и регулярная доступность онлайн. Это совершенно новый формат информирования и полемики, к которому будут вынуждены приспособиться и уже известные политики и партии – или сойти с дистанции.
Россия подключена к сети неравномерно – как в географическом, так и в социальном смысле. Примечательно, что президент РФ Дмитрий Медведев, выступая с проектами интернетизации всей страны, тем самым – вольно или невольно – продвигает медленный переход к новому политическому формату. Интернетизация означает демократизацию. В том смысле, что независимая оппозиция получает в обход федеральных телеканалов возможность сообщить о себе что-то новое той аудитории, которая сейчас довольствуется стереотипами об оппозиции, созданными ТВ.
К интернетизации нужно готовиться сейчас – и власти, и оппозиции. Что касается оппозиции, то она делает пока довольно робкие шаги на этом поприще. Четкой стратегии за ее действиями не просматривается. Что же касается власти, то и здесь стратегия, похоже, есть лишь на бумаге.
Руководители госструктур недооценивают возможности сети, которыми во всем мире пользуются власти. Прежде всего сайт официального государственного учреждения – это источник информации из первых рук, тот самый полный гарантированный доступ, который другие СМИ обеспечить технически не в состоянии. Но просто создать сайт недостаточно. Важно четко подать и структурировать информацию, отслеживать те темы, которые волнуют общество, и давать официальную точку зрения, а не замалчивать ее.
Ориентируясь на ТВ-пропаганду и недооценивая разумность и прогрессивность избирателя, можно в итоге получить ситуацию, схожую с молдавской, только в масштабах России. Потенциальный избиратель, уразумевший, что довольно убогое (как технически, так и содержательно) российское ТВ не способно его информировать на должном уровне, уже не включит ящик, а выйдет в сеть, где есть вся необходимая информация.
Интернет в России – одна из немногих свободных дискуссионных площадок, но наши власти на этой площадке не дискутируют. Они действуют в интернете в привычном старом формате телевидения и радио: молчим о том, что больно и неприятно или «неполезно» для граждан. Это кажется ошибочным. У оппозиции есть неплохой шанс войти в медийное поле, которое объединяет в себе и радио, и телевидение, и газеты.