После того как Европа предложила странам постсоветского пространства, оставшимся за рамками Евросоюза, новый интеграционный проект «Восточное партнерство», наши партнеры по СНГ получили возможность выбора. А с ним и новое в отношениях с Москвой поведенческое правило: даже считавшиеся самыми преданными союзниками России страны стали с нами торговаться. Сравнивая при этом предложения Москвы с теми, которые поступают к ним с Запада. Евросоюз в этом сравнении нередко выигрывает, особенно если учитывать, что в ЕС от предложения до его реализации проходит значительно меньше времени, чем, скажем, в Содружестве или Союзе Белоруссии и России. Инерционность погубила не одно начинание в зоне традиционного влияния России, и теперь то же грозит новому детищу Кремля – Таможенному союзу, в который помимо РФ входят Белоруссия и Казахстан. Владимир Путин недавно заявил, что это таможенное пространство в СНГ заработает уже в будущем году, хотя ранее речь шла о 2011-м. Сокращение сроков запуска эсэнговского проекта объясняется приближающимся стартом другого – восточноевропейского: в мае на саммите в Праге должны быть подписаны соответствующие документы. И тогда шесть стран из СНГ – Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия – образуют пространство, прилежащее и взаимосвязанное с ЕС. Такая перспектива не радует Россию.
На днях официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко заявил, что потенциальное участие постсоветских республик в программе «Восточное партнерство» может оказаться «ненатуральным выбором». По его словам, Москва «видит угрозу» в этом «искусственном противопоставлении России и Евросоюза». Он отметил, что в Кремле настороженно относятся к участию в проекте Белоруссии и Москва не может не замечать «попыток Брюсселя давить на своего союзника». Ранее, в марте, Андрей Нестеренко отмечал, что «такая архитектура сотрудничества ЕС с соседями России не должна вступать в противоречие с интеграционными обязательствами этих стран в рамках СНГ и ОДКБ». «При этом от нас не укрывается то, что перед потенциальными участниками проекта подчас ставится искусственный выбор – либо вы с Евросоюзом, либо с Россией», – констатировал представитель МИД РФ.
Ревностное отношение МИД РФ к европейской инициативе понять можно: Москва всегда болезненно относилась к тому, что касается ее традиционной зоны влияния. Или, следуя логике МИДа, «натурального выбора» стран СНГ. Что же касается выбора «искусственного», навязываемого извне, то неясно, что Москва может ему противопоставить.
«Восточное партнерство» предлагает странам Содружества новые отношения, которые включают торговые преференции, облегченный визовый режим для граждан, квоты на учебу для студентов и школьников и многое другое, что означает приобщение к той жизни, в которую хотят интегрироваться все кандидаты «Партнерства», кроме Белоруссии. Но тот же Минск, сопоставив предложение ЕС стать членом европейской зоны свободной торговли с торговыми ограничениями, введенными Москвой, сделает соответствующие выводы. В ответ Москва пытается образумить ЕС, а заодно и своих партнеров по СНГ. Но это неверная тактика: больший эффект принесет четко расписанная программа действий с учетом реальных интересов всех заинтересованных сторон, а также деликатность подхода.
Российской внешней политике в отношении стран СНГ не хватает энергии, динамизма, конкретики, результативности. Невозможно без недоумения смотреть на топтание на месте в вопросах интеграции в течение почти двух десятилетий. Отсутствие политической воли, податливость на нажим национальных бизнесов, препятствующих входу на российский рынок продукции и услуг из стран СНГ, не отвечают интересам России. Противостоять соблазнам с Запада можно лишь при помощи ожидаемых выгод на месте. На месте бывшего Советского Союза.