Поведение российских и европейских чиновников в ходе прошедшего на минувшей неделе в Брюсселе международного саммита по модернизации газотранспортной системы Украины (ГТСУ) наносит урон интересам частного бизнеса в России и Евросоюзе. Еврочиновники проявили полное невнимание и неуважение не только к геополитическим, но и к бизнес-интересам Москвы на постсоветском пространстве. В свою очередь, российские бюрократы в стремлении побольнее ответить на этот удар открыто пригрозили репрессиями в отношении европейских инвесторов в России.
Забыв помянуть в итоговой декларации Россию, монопольно поставляющую газ в украинскую трубу для транзита в Европу, евробюрократы дали понять, что не только хотят не допустить Москву к контролю за ГТСУ, но и намерены обойти российские компании при распределении контрактов на модернизацию украинской трубы. Между тем Россия уже достаточно дорого заплатила за то, чтобы хотя бы часть ее интересов была учтена европейцами при модернизации ГТСУ.
Только разгоревшаяся в январе газовая война с Украиной, в ходе которой был временно прекращен транзит российского газа в Европу, оценивалась самим «Газпромом» в 2 млрд. долл. потерь от недопоставок газа. Сумма потерь может вырасти, если хотя бы часть европейских потребителей выполнят свои угрозы предъявить судебные иски к «Газпрому» за срыв поставок. Многие эксперты не видели особых причин для столь резкого обострения отношений Москвы и Киева в январе, кроме желания убедить Европу в необходимости введения международного контроля над ГТСУ, естественно, с участием России. Аналогичные приведшим к последней газовой войне нарушения, причем в больших масштабах, украинцы допускали и ранее, и тогда им это сходило с рук. Понеся такие потери, Москва уже не могла смириться с тем, что они оказались совсем напрасны и аргументы в виде прекращения транзита не подействовали на Евросоюз.
Владимир Путин прямо пригрозил Брюсселю, что попытки полностью игнорировать интересы России приведут к ужесточению политики Москвы в вопросах участия европейских компаний в реализуемых в нашей стране многомиллиардных проектах в угольной, атомной, электроэнергетической и транспортной отраслях, а также в добыче нефти и газа. Считавшиеся и так рискованными, особенно после выдавливания иностранцев из проекта «Сахалин-2» и разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения, инвестиции после таких слов выглядят совсем ненадежными. Кроме того, теперь под вопросом контракты на закупку в Европе российскими компаниями газотранспортного оборудования на 26 млрд. руб. Москва готова их пересмотреть.
В результате такого «обмена любезностями» плохо всем. У европейцев теперь нет уверенности не только в заполнении модернизированной украинской трубы дополнительными объемами газа, но и в целом в каких-либо вложениях в Россию. Вряд ли европейские концерны от таких инвестиций совсем откажутся, скорее будут закладывать в них компенсирующие страновые риски повышенные нормы прибыли. Россия в таких условиях может получить необходимые для модернизации и развития ее экономики зарубежные инвестиции и технологии по более дорогой цене.
Между тем и Москва, и Брюссель могли бы не доводить до столь невыгодного всем развития событий, если бы изначально искали компромисс. В Европе должны понять, что Россия больше не готова мириться с ситуациями наподобие той, что сложилась с соблюдением ее интересов в Ираке – западные страны вытеснили российские компании с местного рынка и обошли их при распределении многомиллиардных контрактов на восстановление страны. Вполне возможно, что если бы Россия была помянута в брюссельской декларации, а российским компаниям изначально, а не после угроз, пообещали бы какие-либо контракты при модернизации ГТСУ, Москва отказалась бы от части требований. Например, от имеющего неприятные для Европы и Украины геополитические аспекты желания получить долю в управлении модернизированной ГТСУ.