В России множатся региональные диспропорции и противоречия. При этом отдельные антикризисные действия правительства фактически их только усиливают, затрудняя формирование в стране более или менее единого и однородного социально-экономического пространства.
Еще до кризиса одной из основных болевых точек страны было крайне неравномерное развитие регионов, сказывавшееся на уровне их бюджетной обеспеченности и доходах населения. Доходы жителей газоносного Ямало-Ненецкого автономного округа в 10–13 раз превышали доходы в отдельных республиках Северного Кавказа. Многие россияне были недовольны резкой разницей между уровнем жизни в Москве и большинстве других регионов. При этом создавалось впечатление, что власти почти ничего не делали для ликвидации таких диспропорций и сглаживания межрегиональных противоречий. Сейчас эта проблема получила дополнительное обострение. Еще год назад многие россияне готовы были мириться с тем, что их зарплаты ниже, чем в Москве и на северах. Этому способствовал пусть и неравномерный, но рост доходов по всей стране. Сейчас, когда доходы у всех стали падать, им сложнее понять, почему одним регионам Центр благоволит больше, чем другим.
Вчера Минфин сообщил, что распределил 15 млрд. из 20 млрд. руб., выделенных в 2009 году на кредитование регионов. При этом 2 млрд. руб. получила оказавшаяся в преддефолтном состоянии Московская область, о трудовых и нетрудовых доходах чиновников которой слагают легенды. Власти хотят увеличить расходы на кредитование регионов в этом году до 150 млрд. руб. Велики подозрения, что эти деньги опять достанутся в основном не самым бедным регионам, вынужденным срезать зарплаты своим бюджетникам и сокращать прочие расходы.
Впрочем, пример с кредитами достаточно спорный. Не все они доходят до народа, а обойденные при их выделении региональные чиновники не у всех вызывают сочувствие. Но и при распределении денег, которые предназначены непосредственно для граждан, федеральные власти проявляют признаки региональной дискриминации. Так, молодежи и пенсионерам Дальнего Востока обещаны 50-процентные скидки на авиаперелеты в Москву, Санкт-Петербург и Сочи в теплое время года. При этом в правительстве не подумали: как объяснить гражданам примыкающих к дальневосточным и тоже крайне удаленных от европейской части страны регионов, почему при распределении этих благ Москва их обошла стороной? Между тем с просьбой распространить эту программу на жителей своих регионов обратились власти Бурятии и Забайкалья.
Бросаются в глаза и попытки властей спасти от всплеска безработицы промышленно развитые регионы – это и помощь стратегическим предприятиям, и разработка мер поддержки проблемных моногородов. Не дай бог безработица там начнет исчисляться десятками процентов трудоспособных граждан. Меры оправданные и похвальные. Но как быть с тем же Северным Кавказом, где такая безработица – уже давно привычное явление, и федеральный Центр мирился с этим даже в самые благополучные годы, когда казна не знала, куда девать сверхдоходы? По данным Росстата, на Северном Кавказе есть регионы, в которых не имеют работы свыше трети и даже половины экономически активного населения. По методологии МОТ число безработных в Чечне составляет 35,5%, а в Ингушетии – 55% экономически активного населения. Не многим лучше ситуация и в соседних республиках. Стоит ли удивляться, что там так много сепаратистов и часть из них готовы искать лучшей доли вне такой Федерации даже с оружием в руках? Кому понравится, когда к одним регионам Россия относится как заботливая мать, а к другим как мачеха?
В интересах страны, чтобы федеральные власти поскорее осознали, что, оказывая помощь и вводя преференции для одних регионов, нельзя забывать о других и вместо того, чтобы углублять региональные диспропорции, их надо сглаживать.