В связи с предстоящей встречей 6 марта в Женеве между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и госсекретарем США Хиллари Клинтон американская сторона дала пояснения по теме перспектив отношений между двумя странами. По оценке помощника госсекретаря Дэниэла Фрида, они развиваются в позитивном направлении, однако Вашингтон не согласен с желанием Москвы иметь сферы влияния.
На брифинге в Вашингтоне в минувшую пятницу Фрид заявил, что США «готовы к развитию сотрудничества с Россией в областях, представляющих взаимный интерес». При этом он конкретно назвал контроль над вооружениями. В то же время, по словам Фрида, США «не откажутся от друзей и ценностей» и не признают претензий России на «сферы влияния».
Фрид, отвечающий в Госдепартаменте за отношения с Европой и Центральной Евразией, напомнил, что вице-президент США Джозеф Байден в речи на недавней Мюнхенской конференции по безопасности не только высказал пожелание «перезагрузки» российско-американских отношений, но и сделал «предостерегающие замечания». На них, считает дипломат, мало кто обратил внимание, и поэтому надо напомнить об их содержании. Продолжая высказывания Байдена, Фрид заявил, что все без исключения европейские страны имеют право на выбор своего пути, в том числе на участие в союзах, подобных НАТО. «США не признают сфер влияния России и не признают независимость отколовшихся от Грузии регионов – Южной Осетии и Абхазии», – заявил дипломат.
Против расширения НАТО и дальнейшего ее приближения к российским границам Москва действительно решительно протестует, так же как и против размещения вблизи ее территории опасных систем вооружений вроде противоракет ПРО, но о формировании «сферы влияния» речи не ведется. Откуда, однако, происходит такой посыл?
Ответ на этот вопрос дает бурная дипломатическую активность, которую проявили некоторые страны Восточной Европы, а также Украина и Грузия в связи со сменой американской администрации. Призывы Барака Обамы еще в ходе выборов к переменам в политике США подтолкнули эти страны к демаршам перед Вашингтоном. Министры и послы этих стран просят нового президента не отказываться от заверений, данных его предшественником Джорджем Бушем.
В основном такие просьбы исходят со стороны новобранцев НАТО и упомянутых двух стран. Особенно настойчивы визитеры в требовании подтвердить материальные обещания. Так, на днях министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский смог вырвать у госсекретаря США Хиллари Клинтон обещание предоставить его стране системы ПВО «Пэтриот», если даже не материализуется намерение разместить в его стране третий позиционный район ПРО. Из-за чего, собственно, это обещание и было первоначально дано.
Подобные демарши носят столь энергичный характер, что Вашингтон и другие страны НАТО вынуждены клятвенно заверять, что «не бросят друзей». Дело дошло до того, что Великобритания связала свое предложение о создании трехтысячных сил быстрого реагирования НАТО с просьбой Эстонии «реагировать на ситуации, схожие с августовским кризисом в Закавказье».
Все это объясняет, почему представитель Госдепартамента поспешил с этим разъяснением, а не стал дожидаться, как принято, итогов самой встречи министров. Он явно спешит успокоить партнеров.
Фрид назвал российско-американские отношения «сложными» и своим заявлением, похоже, осложнил их еще больше. Однако, как представляется, подобного рода действиям нельзя позволять создавать помехи на пути движения к позитивным переменам. Российско-американская повестка дня включает целый набор важных тем – от вопросов поддержания стратегического баланса и контроля над вооружениями до торгово-экономических проблем. Важно, чтобы дипломатии обеих стран как можно более плотно занялись этими темами и добились реальных результатов. И тогда спор по поводу «сфер влияния» отпадет сам собой.