Любая задача имеет реальные шансы быть реализованной только в том случае, если она четко и вовремя сформулирована. Это условие становится главным требованием, когда речь идет о бизнес-планах. И в полной мере относится к целям, названным правительством стратегическими. Речь в данном случае идет о недавнем заявлении главы Минэкономразвития РФ Эльвиры Набиуллиной о необходимости создания специальной структуры, которая координировала бы действия бизнеса и правительства по скупке подешевевших активов в странах ближнего зарубежья. В Киеве эти планы уже назвали продолжением колониальной политики России.
По словам директора Института политического анализа и международных исследований Академии наук Украины Сергея Толстова, Россия в очередной раз демонстрирует неумение просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед даже тогда, когда речь идет о ее экономических интересах. Эксперт заметил «НГ», что Россию не допустят к участию в государственной приватизации в Украине, здесь, на примере недавней газовой войны, считают, что Москва ее и развязала, чтобы реализовать ту задачу, которую в начале недели сформулировала Набиуллина. Более того, заметили «НГ» в Верховной Раде, газовые проблемы еще не решены, «Газпром» всего лишь дал фору Юлии Тимошенко, помогая ей победить на предстоящих президентских выборах, но «кабальные условия подписанного соглашения» – повод для его пересмотра.
Хотя покупать в Украине есть что. Москва не скрывает, например, что хотела бы приобрести газотранспортную систему (ГТС) соседней страны, но, как заявил президент Виктор Ющенко, а также и премьер Юлия Тимошенко, этот объект Киев никому отдавать не собирается. А чтобы у России не осталось соблазнов, ГТС может быть передана под контроль европейских инвесторов, которые будут участвовать в модернизации системы. Лакомый кусок в украинском приватизационном пироге – «Укртелеком», но чтобы стать его владельцами, российским компаниям придется заручиться политическим решением. А это, даже при условии ухода Ющенко с поста президента, украинским экспертам кажется сомнительным. Так что Украину по крайней мере в ближайшие годы из списка Минэкономразвития РФ можно исключить. Если же приглядеться к другим нашим соседям, то они теперь тоже просто так ничего России не отдадут – будут торговаться.
Белоруссия, уступив России часть своей газотранспортной системы, в обмен попросила двухмиллиардный кредит. Половину его она получила, за остальное Москва пытается выторговать преференции. Однако вряд ли теперь, когда у Минска открываются широкие возможности на Западе, в частности в Евросоюзе, белорусский союзник отдаст нам за бесценок свои лучшие предприятия.
В Армении и Грузии покупать нечего. Все, что можно было продать, армяне продали российским компаниям. В Грузии российскими стали электроэнергетические объекты, но дальше этой отрасли нас не пускают. Молдавия передала РФ контроль над газотранспортной системой, единственная крупная Молдавская ГРЭС является собственностью «ИНТЕР РАО», российскими стали часть винзаводов. У России были возможности приобрести молдавские электросети, но после газовой войны в Кишиневе притормозили реализацию проекта.
Для реализации задач российского Минэкономразвития по экспансии российского капитала в страны СНГ осталась Центральная Азия. Но и здесь нам следовало подсуетиться раньше. Теперь там активно работают и США, и Евросоюз. И они, борясь за влияние в регионе, имеющем запасы нефти и газа, за ценой не постоят. К тому же на них сработают и опасения, связанные с Россией. Как пояснили «НГ» в киргизском парламенте, опасения сегодня вызывают не только сделки на госуровне, но и с частным российским бизнесом. При этом депутаты ссылаются на казахстанский пример: вчера стало известно, что российский урановый госхолдинг ОАО «Атомредметзолото» (АРМЗ) выкупает у холдинга «Металлоинвест», основным бенефициаром которого является Алишер Усманов, российские доли в двух уранодобывающих СП в Казахстане. В Бишкеке боятся, что российские олигархи, перепродавая своему государству иностранные объекты, фактически обеспечат перевод экономик стран СНГ под контроль России.