Газовый конфликт России и Украины нанес удар по перспективам интеграции в СНГ. Даже самый близкий союзник России – Белоруссия открыто заговорила о европейском векторе внешней политики республики и его перспективности, хотя еще совсем недавно западная тематика была в Минске, мягко говоря, нетрадиционной. Примечательно, что сегодня о выгодах интеграции на этом направлении говорит не только президент Александр Лукашенко. Белоруссия однозначно определилась в намерениях выстраивать новые отношения с ЕС – такое заявление сделала на днях председатель постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Белоруссии по международным делам Нина Мазай. По словам сенатора, для Минска особый интерес представляет участие в инициативе Восточного партнерства.
Молдавия в отличие от Белоруссии еще в 2000 году объявила вступление в Евросоюз своей главной стратегической задачей. В том, что направление было выбрано верно, Кишинев убедился во время последнего газового кризиса между Россией и Украиной. Молдавские власти предприняли в связи с этим шаги, направленные на ослабление зависимости республики от России. Известно, что Кишинев заявил о намерении присоединиться к проекту Nabucco, суть которого в транспортировке азербайджанского и центральноазиатского газа в Европу в обход России. Молдавское правительство провело переговоры в Киеве о переброске в республику украинских киловаттов вместо российских.
В Nabucco немалую роль будет играть Туркмения. Ее газовыми запасами (помимо азербайджанских) инвесторы планируют наполнить трубопровод.
В СНГ очевидны перемены. Страны Содружества меняют ориентацию. Катализатором ускорения этого процесса стали газовые войны на его территории, особенно последняя. Однако концепция внешней политики РФ по отношению к СНГ остается прежней. Согласно ей, Содружество – главный приоритет Москвы. Но кроме декларации Москве нечего предложить партнерам, чтобы заинтересовать их и сделать привлекательной интеграцию внутри Содружества. В списке интересов числится российский рынок, но известно, что все попытки создать единое экономическое пространство в СНГ успехом не увенчались. За 17 лет стороны не смогли реализовать мечту о зоне свободного перемещения людей, товаров и капиталов, которая многих членов СНГ удерживала в организации. Недосток ее развития – отсутствие научного подхода к идее интеграции. Теперь добавились и энергетические риски, способствующие потере доверия к РФ.
Видимо, учитывая эти тенденции, глава МИД РФ Сергей Лавров в конце минувшей недели заметил, что Россия не добивается укрепления сферы своего влияния в СНГ. По словам министра, Россия развивает отношения со всеми странами постсоветского пространства на равноправной основе. «В то же время страны СНГ, как и Россия, ведут многовекторную политику, и это абсолютно нормальный процесс», – считает Лавров. При этом он признает, что ситуацию на постсоветском пространстве отягощают сохраняющиеся конфликты и попытки расколоть Содружество.
СНГ без обновления стратегии и тактики интеграционных процессов скорее всего обречено. Вполне возможно, никто плакать не будет, а может, даже и обрадуется. Хотелось бы только, чтобы лозунг «каждый выживает в одиночку» не превратился в «каждый умирает в одиночку». В условиях мирового финансового и экономического кризиса величина рынка будет одним из важнейших факторов развития. Сужение размера рынка – путь в долгосрочную депрессию. Потому СНГ нам нужно, скорее, по экономическим соображениям, чем по политическим. Если в экономике будет плохо, то и политикам не поздоровится. Так что менять такой внешнеполитический приоритет, как СНГ, не время.