У нас в стране есть министерство промышленности. Если кто не знает – называется оно Минпромторг и отвечает за «государственную политику в сфере промышленности» – именно это зафиксировано в официальном положении о министерстве. А еще у нас в стране есть промышленный спад – именно это зафиксировано в официальном статистическом отчете за ноябрь. Однако Минпромторг и промышленный кризис существуют как бы в разных измерениях: чиновники стараются не замечать спада производства, а промышленность не замечает существования чиновников.
Кризис в промышленности случился не вчера и не на прошлой неделе. Он развивается с начала года, когда Росстат доложил о снижении инвестиционной активности. Максимальное замедление инвестиций отмечалось в промышленности и особенно – в обрабатывающих отраслях. Видя спад активности, независимые экономисты еще летом забили тревогу. Ведь вслед за сокращением инвестиций неизбежно приходит и кризис производства. Но были и еще более ранние предупреждения о приближающемся кризисе. Еще в январе стало ясно: американский ипотечный кризис выльется в замедление мировой экономики и неизбежное падение спроса на товары российского экспорта, что обязательно ударит почти по всем секторам промышленности.
Но ответственные за промполитику чиновники словно не замечали происходящего и даже не озаботились планами защиты отраслей на случай изменения конъюнктуры. Между тем заготовки антикризисных мер сегодня очень бы пригодились в правительстве. Ведь именно туда сегодня фактически перенесено управление промышленностью: первый вице-премьер Игорь Шувалов чуть ли не ежедневно проводит отраслевые совещания. Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов и вице-премьер Игорь Сечин добиваются все новых налоговых и таможенных льгот для нефтяников и машиностроителей. А глава Минпромторга в это время находится в загранкомандировках – то в Милане на российско-итальянском экономическом семинаре, то в Стокгольме на 13-й сессии российско-шведского наблюдательного комитета по торговле. Защита внешнеторговых интересов бизнеса – дело, несомненно, важное. Но перед лицом угрозы длительного спада не мешает заняться и более важными внутренними проблемами.
Впрочем, нельзя сказать, что Минпромторг совсем не готовился к кризису. Интересы чиновников на случай поиска виноватых ведомство постаралось защитить. Так, в ноябрьском докладе о результатах и основных направлениях деятельности Минпромторг настойчиво проводит мысль, что по динамике промышленного производства не следует судить о результатах деятельности ведомства. «Интегральные показатели, такие как «индекс промышленного производства», не позволяют сделать очевидный вывод о характере изменений в подведомственной министерству сфере», – пишут чиновники. Критика «индекса промышленного производства» со стороны Минпромтора вполне объяснима. Если вместо запланированного ежегодного роста в 5,5% в 2009 и 2010 годах промышленность покажет отрицательный результат, то ведомство может не получить дополнительных премий, а его бюджет может быть даже слегка уменьшен.
Сегодня главному промышленному ведомству куда проще отчитываться не за динамику производства, а за составление различных списков и реестров предприятий или за написание долгосрочных концепций. Не случайно главными новостями, которыми гордится ведомство, стало написание «Проекта административного регламента по ведению сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса» или «Проекта стратегии развития легкой промышленности России до 2020 года». Примечательно, что в 1991 году союзные промышленные министерства также специализировались на сборе статистики и ведении реестров. Однако сразу после краха СССР почти все 25 промышленных ведомств – от министерства «машиностроения для легкой и пищевой промышленности» до «электронной промышленности» и «электротехнической промышленности» -оказались не у дел.