В столице Перу г. Лиме, где проходит саммит Азиатско-Тихоокеанского содружества (АТЭС), президент РФ Дмитрий Медведев и президент США Джордж Буш в субботу объявили о намерении выступить с совместной инициативой в деле борьбы с пиратством. Оба лидера пока не конкретизировали свои намерения, но от их помощников стало известно, что инициатива задумана в «практическом и деловом плане», содержит политические и военные аспекты.
Всем очевидно, что речь идет о проблеме, в последние месяцы обострившейся до крайности, – систематическом захвате торговых судов с целью получения выкупа на судоходных маршрутах вдоль побережья Сомали. В последние недели акции пиратов все более учащались, а район их активности расширялся. Как сообщают очевидцы таких инцидентов, захватом торговых судов промышляют не только организованные банды на скоростных катерах, но и каботажные перевозчики, для которых этот бизнес – побочный.
Для того чтобы завладеть судном и его грузом, достаточно иметь небольшую группу бойцов со стрелковым оружием и гранатометами и соответствующие плавсредства – торговые суда не приспособлены к тому, чтобы отбиваться от нападений.
Судя по растущим масштабам пиратства (с начала этого года перехвачено свыше 40 сухогрузов и танкеров, в том числе 8 – за последние две недели), оно уже стало серьезной помехой морскому сообщению в важном районе земного шара. По торговым путям в данном районе ежегодно проходит до 20 тыс. судов, транспортируются разнообразные грузы, включая ближневосточную нефть.
Именно с важностью этого района для мировой экономики связан тот факт, что в Аденском заливе и Аравийском море находятся военные корабли ряда крупных морских держав, в том числе России, США, Франции и Индии. В первых числах декабря начнется совместная военная операция ВМС стран ЕС. Проблемой занимается и Совет Безопасности ООН, принявший резолюцию с требованием ужесточить наказания за пиратство. Ее обсуждали на совместной встрече и страны региона.
О том, что всего этого недостаточно, свидетельствуют сообщения из региона – пиратство отнюдь не затихает. Есть и вовсе опасные инициативы, исходящие от незаконных формирований. Так, исламисты, захватившие на днях очередной сомалийский порт, пригрозили наказывать тех, кто захватывает суда исламских стран. Нетрудно догадаться, что после этого пираты переключатся исключительно на «неисламские» суда.
Необходима подлинно международная инициатива по борьбе с пиратством. Прежде всего военно-морская операция у побережья Сомали по охране судоходных путей, а возможно, и конкретные боевые акции против пиратов как в море, так и в их пунктах базирования. Подобная операция, особенно если она будет значительно растянута по времени, потребует соответствующего финансирования, решения вопросов базирования, бункеровки кораблей и т.п. Как представляется, страны, активно использующие эти торговые пути, в частности для транспортировки нефти, могли бы внести свой, если не военный, то финансовый вклад в дело борьбы с пиратством.
Наконец, существует проблема ликвидации корней сомалийского пиратства, а они, как известно, кроются в нестабильной ситуации в самом Сомали, отсутствии контроля над положением в стране со стороны центральных властей. Это вопрос – для Совета Безопасности ООН, Африканского союза и стран региона.