В конце текущей недели в Кишинев съедутся главы правительств стран СНГ. На это же время придется рабочий визит в молдавскую столицу Владимира Путина. Это первое за последние пять лет посещение Молдавии одним из первых лиц РФ. Если не считать отмененный авиарейс на Кишинев в 2003-м, когда Путин перед вылетом узнал, что подготовленный в Кремле и согласованный с руководством Молдавии план урегулирования приднестровского конфликта молдавский президент подписывать не будет. С этого признания Воронина начался новый, не самый лучший, период в российско-молдавских отношениях. Закончился он под занавес президентства Путина, но на обнадеживающей ноте. Сегодня в Кишиневе уверены, что, переехав из Кремля в Белый дом, Путин не забыл о ставшем нарицательным «меморандуме Козака», который был положен в основу урегулирования конфликта на Днестре. Потому по восприятию молдавского руководства и кишиневцев визит Путина перебивает саммит глав правительств стран СНГ. На его встречу с Ворониным аккредитовалось больше журналистов, чем на итоговый брифинг премьеров. Главной темой беседы президентов будет Приднестровье. Статус вынесенной на обсуждение проблемы поднят на новый уровень президентом РФ Дмитрием Медведевым, подчеркнувшим ее приоритетность в Послании Федеральному собранию.
Слова Медведева о приднестровском урегулировании в Кишиневе восприняли серьезно. При этом был сделан вывод: Россия намерена вернуться на миротворческие позиции, которые занимала в середине 90-х годов. Иными словами, она претендует на роль главного, если не единственного (без ЕС и США) посредника и гаранта. После событий в Южной Осетии сомнений в том, что она выполнит обещанное, ни у кого нет. Вопрос: как это будет сделано?
Молдавские политики ожидают, что дымовая завеса, которая сегодня окружает все, что касается непротокольных переговоров Москвы с Кишиневом, развеется после беседы Путина с Ворониным. Главная интрига, как говорят источники «НГ» в околопрезидентских кругах Молдавии, в том, сдаст ли Путин Смирнова. Президент Приднестровья Игорь Смирнов, по утверждению источника «НГ» в администрации президента РФ, раздражает Кремль несговорчивостью. Более того, он не идет на прямые переговоры с Ворониным, хотя и обещал это сделать Дмитрию Медведеву. Но если вопрос отставки приднестровского лидера и важен, то в большей мере для молдавской стороны. Россия будет использовать его как разменную карту в более серьезном торге, касающемся перспектив интеграции Молдавии в НАТО и сохранения российского военного присутствия в этом регионе.
Это подтверждает и недавний визит в Молдавию генсека НАТО Яапа де Хоопа Схеффера: он прилетел в Кишинев накануне визита Путина, да еще по приглашению Воронина. К тому же Схеффер публично заявил: НАТО не будет настаивать на отказе Молдавии от нейтрального статуса и будет развивать с ней сотрудничество в рамках программы «Партнерство во имя мира». Молдавский лидер заметил, что его страна хотела бы стать членом ЕС, оставшись вне НАТО. Фактически это говорилось для Путина. И теперь многое в урегулировании конфликта зависит от того, поверил ли он этим заявлениям. Учитывая, что в ноябре 2003-го перед его встречей с Ворониным, которая анонсировалась как миротворческая победа РФ, с президентом Молдавии также поговорил генсек НАТО и Воронин, по его же признанию, не мог к нему не прислушаться.
Предстоящая встреча Путина с Ворониным произойдет в новых условиях. Да и цена вопроса иная: если переговоры Путин–Воронин закончатся ничем, это обесценит другие переговоры – Медведев–Воронин. И в целом миротворческую миссию РФ, возрождение которой, судя по Посланию Дмитрия Медведева, – одна из важных задач российской политики на постсоветском пространстве. Главное, все просчитать, хорошо подготовиться. Потому что сегодня все складывается в пользу урегулирования. Политическая воля большинства участников конфликта нацелена на мир.