В московской гостинице «Славянская» 28 октября начал свою работу ежегодный общественный форум-диалог Российского Зеленого Креста, посвященный выполнению Конвенции о запрещении химического оружия. В нем участвовали представители регионов РФ, где расположены арсеналы с боевыми отравляющими веществами и сегодня идет их активное уничтожение, строятся объекты по детоксикации этого вида оружия. А также чиновники из федеральных органов власти, и иностранные гости – посланцы государств, которые оказывают спонсорскую помощь России в химическом разоружении.
Президент Российского Зеленого Креста Сергей Барановский заявил «НВО», что форум-диалог, регулярно собирающийся на протяжении последних десяти с лишним лет (кстати, не только в столице, но и в провинции), позволяет свести вместе все стороны, заинтересованные в процессе безопасного уничтожения химического оружия, вскрыть существующие проблемы и в неконфронтационном обмене мнениями найти устраивающий всех выход из складывающихся ситуаций.
Начальник Научно-технического центра Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия доктор технических наук Андрей Шевченко считает, что процесс ликвидации ОВ идет достаточно гладко. Сейчас они практически полностью уничтожены в поселке Горный Саратовской области, где хранилось 1142 тонны ипритно-люизитных смесей. В городе Камбарка, Республика Удмуртия, ликвидировано 97% от 6360 тонн люизита – 6100 тонн. В поселке Марадыковский Кировской области проведена детоксикация 64% от 6960 тонн отравляющих веществ класса VХ-газы – 4400 тонн. Сейчас там продолжается термическая обработка корпусов артиллерийских снарядов, в которых находились боевые ОВ. Уже «прожарено» 8530 стальных болванок. Строится вторая очередь объекта, где будут уничтожать зарин и зоман.
В поселке Леонидовка Пензенской области, где хранится 6880 тонн VХ-газов, зарина и зомана, внесены реагенты в корпуса 1800 тонн боеприпасов. Заканчивается создание промышленной зоны первой очереди объекта по уничтожению химических боеприпасов в поселке Щучье Курганской области, где находился 5440 тонн VХ-газов, зарина и зомана. К концу этого года должна начаться их интенсивная детоксикация. Ведется строительство промышленной зоны объекта в городе Кизнер, Республика Удмуртия, где хранится еще 5580 тонн VХ-газов, зарина, зомана и люизита. Начаты подготовительные работы по строительству такого объекта в городе Почеп Брянской области, где 7520 тонн этих же отравляющих веществ нервно-паралитического действия.
А параллельно строительству объектов по уничтожению ОВ решаются социальные проблемы населения. По словам Андрея Шевченко, к концу этого года Россия ликвидирует больше чем 30% от своих запасов, равных 40 тыс. тонн ОВ, а к концу 2009 года, как и требует Конвенция, отрапортует об уничтожении 45% своих химических арсеналов.
Но ситуация с уничтожением ОВ не так проста, как считают в правительстве. По словам главного научного сотрудника ИМЭМО РАН, доктора медицинских наук Натальи Калининой, выполнение Россией Конвенции о запрещении химического оружия может застопорится из-за того, что некоторые государства, обещавшие нам серьезную финансовую помощь в ликвидации ОВ, не торопятся ее оказывать или предоставляют гораздо меньшую сумму, чем обязывались. В том числе и по формуле «10+10=10», которую утвердила «большая восьмерка» в 2002 году в канадском Кананаскисе. По этому соглашению ведущие страны мира должны были представить России до 3 млрд. долл. Но обещать – не значит жениться, как говорят в народе. Очень долго согласовывала ее Франция. Италия, которая должна выделить на объект в Почепе 360 млн. евро, не дала ни цента. Под разными надуманными предлогами задерживают выполнение своих обещаний и США.
Доктор Калинина считает (и тут ее нельзя не поддержать), что Вашингтон, который сам не справляется с выполнением своих обязательств по конвенции, специально затягивает свое участие в работе по объекту в Щучье, чтобы Россия не смогла ликвидировать свои ОВ к концу 2012 года. И потому Москве нужно, не оглядываясь на проблемы с финансовым кризисом, приложить усилия, чтобы сдержать слово. Избавиться от оружия, которое сейчас угрожает только самой России.