Для региональных законодателей наступила горячая пора – пришло время принимать бюджет на будущий год. И принимают. Причем не только на будущий год, но и на предстоящую трехлетку. Самое любопытное, что финансовый кризис, похоже, региональные законодатели и исполнительная власть предпочитают не замечать. Бюджеты, разработанные в докризисный период, практически во всех регионах принимаются без единой правки. Более того, торжественно объявляется, что они носят социальный характер, планируется значительное повышение зарплат бюджетникам и т.д.
Аргументация при этом иногда поражает. Например, оппозиция в парламенте Челябинской области потребовала изменить бюджет в связи с кризисом, а вице-губернатор Андрей Косилов заявил: «Население должно быть уверено, что кризис – не только зло. Если будем планировать упадок, это только усугубит ситуацию». Между тем 70% поступлений налога на прибыль в регионе дают три отрасли – металлургия, машиностроение и строительная индустрия. И все три находятся в глубокой пропасти: сокращаются производство и рабочие места, закрыты кредиты и т.д.
Схожая ситуация и в других субъектах Федерации. Бюджеты без единой правки проходят «на ура» под лозунгом «повода для паники нет». Чуть ли не единственное исключение (которое, как известно, подтверждает правило) – Пермский край, губернатор которого Олег Чиркунов отозвал проект бюджета на 2009–2011 годы. По расчетам правительства региона, в результате мирового финансового кризиса бюджет может получить убыток до 18 млрд. руб., что не было учтено при разработке главного финансового документа края.
А вот самарский коллега Чиркунова Владимир Артяков проект бюджета отзывать не стал. Он считает, что кризис на жителях губернии не отразится. Нужно просто не паниковать, не штурмовать магазины, скупая мыло, соль и спички, а главное, не забирать деньги из банков. Благо, что, по словам Артякова, «в области хороший урожай, продуктами население обеспечено в полном объеме. Давайте спокойно трудиться и спокойно жить». Хороший рецепт на все случаи жизни. И звучит он из уст большинства региональных руководителей.
Правда, граждане не слишком верят в светлое будущее. И бегут в банки забирать свои накопления. Особенно набрал силу этот процесс в Башкирии, Саратовской, Нижегородской и Свердловской областях. В последней призыв губернатора Эдуарда Росселя «не паниковать» и даже обещание премировать добросовестных вкладчиков, этой самой панике не поддавшихся (правда, непонятно, из каких средств), ситуацию нисколько не улучшил. Потому что, когда банки сокращают объем разовой выдачи средств граждан или вводят сложную бюрократическую процедуру при закрытии вкладов, никакие призывы не помогают.
Что касается принимаемых в регионах чересчур оптимистичных бюджетов, то, может быть, конечно, они и способствуют снижению панических настроений у населения. Но, думается, не слишком. Подавляющее большинство граждан вряд ли интересуется параметрами этих финансовых документов. И сарафанное радио («тете Нюре не позволили снять вклад!») традиционно выигрывает агитационный марафон даже у самой продвинутой губернаторской пресс-службы.
Другое дело, что через какое-то время оптимизм региональных властей может больно ударить по этим самым гражданам. Разумеется, для жителей любого региона хорошо, когда бюджет носит социальный характер. Но что делать, когда через какое-то время выяснится, что он был нереальным и социальные графы начнут жестко урезать? Когда обещания властей построить очередной детский сад или районную больницу натолкнутся на банальную нехватку средств?
Пора закончить оптимистичные бюджетные игры. Понятно, что кризис дошел, пусть и не в полной мере, до самой глубинки. И уже сейчас нужно так планировать расходы (и считать доходы), чтобы не пострадали простые люди. Призывами «не паниковать» проблему кризиса не решить.