Завтра на российские экраны выходит очередной масштабно-патриотический фильм «Адмирал» Андрея Кравчука. Центральная фигура фильма – адмирал Колчак, сыгранный Константином Хабенским. Разумеется, коль скоро фильм выстрелил с мощностью национального проекта, ожидать полутонов и художественных изысков не приходится. Цвета четче, чем в детской раскраске. Это – белый, это – черный. Впрочем, главными цветами новейшей российской истории последние 90 лет остаются белый и красный. Сначала 70 лет ругательным было слово «белый», последние 20 лет резко негативный оттенок приобрел красный цвет.
Отечественный кинематограф последних лет превратился в тореадора, выбросившего красный цвет на злую потеху раздраженного населения-зрителя. Ненависть, с которой нынешнее российское кино размахивает перед нашим носом красной тряпкой, сто очков вперед даст той нелюбви, с какой советское кино обращалось с экранными беляками. Ясное дело, в стране победившего социализма к белогвардейщине кроме ненависти и презрения можно было испытывать только снисходительную жалость. Редкие образы белогвардейцев были самодостаточны и интересны – например, одним из немногих беляков, вызывающим симпатию, был поручик Брусенцов в исполнении Владимира Высоцкого в фильме «Служили два товарища». В основной же массе красные в советском кино все как один были без страха и упрека, белые же обнаруживали подобие человеческого облика крайне редко. Да и то, как правило, чтобы: 1) осознав никчемность монархической идеи, глупо погибнуть за мнимые идеалы, 2) сделать образ положительного красного еще положительнее и еще краснее. На этом удобном и лживом взаимодействии основывалось множество советских фильмов о Гражданской войне.
Если октябрьский переворот не пощадил царских офицеров ни в жизни, ни в кино, то переворот в постперестроечном сознании так же больно ударил по еще недавнему нашему рулевому. Словно отыгрываясь за все 70 лет жалкого существования на киноэкране, белая гвардия вырвала у врага все возможные и невозможные добродетели. И теперь всякий фильм о Гражданской войне являет нам белых душек и красных чудовищ.
Последние фильмы не дадут соврать. «Адмирал» Андрея Кравчука столь нежно несет образ Колчака и его окружения, что даже в голову не может прийти, будто этот добрый самаритянин в жизни способен был загубить хоть одну живую душу. За это, как явствует из фильма, и пострадал от рук красных, лишенных не только всякой совести, но даже более или менее приличной внешности.
«Господа офицеры» Олега Фомина разве что не летают по экрану с нимбами на головах – а так все признаки ангелоподобия налицо. Они и с красными-то вступают в бой только для того, чтобы постепенно перемереть за царя и Отечество, но главное – своим благородством оттенить убожество и жестокость красных.
В нынешних фильмах о Гражданской войне представителям красного лагеря даже не дают возможности посомневаться в правильности выбранного пути. Не родились пока экранные «комиссары в пыльных шлемах», способные напрячь извилины, а не только расстреливать благородных царских офицеров и предавать своих.
Скажут: «Это кино, это законы жанра, это художественная условность». Художественность, может, и условная, но перекос настоящий. И зритель – он тоже настоящий. Его может затошнить и от слишком сладкого белого, и от слишком кислого красного. Даже патриотическое и пропагандистское вранье должно быть дозированным, а не то проснется жалость к невинно оболганным красным комиссарам или – хуже того – всплывет в памяти известный анархистский девиз: «Бей белых, пока не покраснеют, бей красных, пока не побелеют!» И тогда музам опять придется искать новые ноты.